Размышления учителя о роли презентаций в современном учебном процессе на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Материалы презентаций к урокам изобразительного искусства могут нести различную смысловую нагрузку.
Например, на слайде может быть размещен визуальный материал, иллюстрирующий простейшие положения изобразительной грамоты. На слайде №3 размещены материалы, позволяющие визуализировать проблемную ситуацию на уроке рисования в 1 классе. «Какой формы рама подойдет для оформления каждого отдельного рисунка цветка?» - такой вопрос задает учитель школьникам для постановки задачи определения формата при рисовании отдельных предметов. Называя квадрат, прямоугольник, овал как форму рамы, дети проявят свои знания (или незнание) названий геометрических фигур. Выбирая же из прямоугольных рам раму, соответствующую по пропорциональным отношениям её сторон изображению того или иного цветка, детям придется как-то обозначить разницу в пропорциях разных прямоугольников, например, называя их «высоким» и «длинным». Демонстрируя на слайде №4, как будет выглядеть процесс оформления картинок в рамки, учитель поясняет суть терминов «вертикальный формат» и «горизонтальный формат», опираясь на термины «высокий» и «длинный». Важно показать, что вертикальным и горизонтальным может быть не только прямоугольный формат.

Слайд №5 служит визуализации правила о необходимости выбора местоположения изображения на формате листа бумаги.

Визуализация может быть полезна и при комментировании правил выполнения различных графических действий, например, в разминке, предшествующей основному заданию (см. слайд №6). [Разминка: Наложив кальку на карточку-задание, надо провести 1 линию для получения контурного изображения груши, затем — домика, затем — гуся. Пояснения удобно проводить, выводя слайд на интерактивную доску и показывая стилусом отдельным хроматическим тоном для каждого изображения, каким образом следует проводить линию обводки рисунка без отрыва руки от бумаги].

На слайде №7 приведен пример визуализации алгоритма действий при выполнении творческой работы на уроке «Герб моей семьи» в 5 классе. Визуализация может носить самый простой характер и преподноситься в виде неподвижной картинки (см. слайд №8). В данном случае средства презентации Power Point использованы только для того, чтобы иллюстрация из учебника истории стала доступна ученикам на уроке изобразительного искусства. Очень важна визуализация при работе с материалами краеведческого характера, т. к. они, как правило, отсутствуют в учебниках. Для решения подобных проблем возможности компьютерных технологий оказывают учителю неоценимую помощь как в поиске информации, так и в преподнесении этой информации ученикам (см. слайд №9).

Порой для показа на слайде необходимой картинки достаточно отсканировать из книги текст и иллюстрацию. Демонстрация текста и иллюстрации к нему с помощью проецирования их на экран значительно эффектнее и эффективнее с точки зрения дидактической целесообразности, нежели обычный показ страницы книги. Пример: слайд из презентации к уроку изобразительного искусства в 5 классе на тему «Иллюстрирование стихотворений С. Есенина» (см. слайд №10).

На уроках изобразительного искусства уместно использовать не только литературные произведения, но и музыкальные фрагменты, видеозаставки… Аудио- и видеофрагменты с помощью анимационных эффектов PowerPoint органично вплетаются в процесс демонстрации изображений и в процесс восприятия учащимися репродукций произведений художников (см. слайд №11). Содержание таких слайдов достаточно легко запоминается детьми в силу выразительности представляемых учителем материалов. Поэтому данные слайды целесообразно повторно включать в презентации по аналогичным темам к урокам для учащихся следующих лет обучения с тем, чтобы соединить в сознании школьников учебные материалы по взаимосвязанным темам. Так, возвращаясь в 8 классе к вопросу иллюстрирования произведений С. Есенина (см. слайд №12), я посчитала разумным на уроке «О, Русь, взмахни крылами…», где восьмиклассники учатся определять «есенинский стиль» в живописи, графике и скульптуре, вспомнить материалы урока изобразительного искусства в 5 классе, по слайду, вставленному в новую презентацию из презентации, с которой дети работали будучи пятиклассниками. Даже фон для слайдов новой презентации я взяла из презентации для урока, проведенного в 5 классе.

Полностью согласна с авторами материалов о правилах выполнения презентаций в том, что поверхность (фон) слайда является важным элементом оформления слайда, «работает» самостоятельно, и не стоит его чрезмерно заполнять изображениями и текстами. Но в случаях, когда важно на одном слайде разместить достаточное количество, например, репродукций картин для сравнительного анализа изображений, думаю, возможно некоторое отступление от данного правила (см. слайд №13).

Весьма полезны презентации и для решения разнообразных задач по формированию у учащихся знаний, связанных с пониманием специальных терминов, изучаемых на конкретном уроке. Например, при изучении темы «Мы и мода», вызывающей заметный интерес у семиклассников в силу их возрастных особенностей, но и являющейся при этом весьма сложной для школьников темой в силу своей специфичности. Наглядность совершенно необходима здесь для объяснения многих положений теории, изучаемой на уроках по данной теме. И здесь отсканированные из книги иллюстрации, вставленные в слайд (см. слайд №15), помогут учителю сэкономить много рабочего времени, ранее требовавшегося для выполнения дидактических плакатов, без которых смысл слов «силуэты и ритмы линий в костюме» ученикам был бы не понятен. В принципе, мы снова возвращаемся к вопросу визуализации информации на уроках изобразительного искусства.

Материалы слайдов помогают учителю быстро пояснить, как должны выглядеть записи по теме урока на обратной стороне альбомов учащихся. При этом можно показать, как будет выглядеть вся страница после работы с ней на текущем и следующем уроках; разделить материал на части и наглядно показать школьникам, что будет сделано на каждом конкретном уроке. Это поможет детям вести записи аккуратно и красиво. (См. слайд №17)

Очень удобны презентации при объяснении, требующем использования динамических таблиц, с успехом заменяемых эффектами анимаций Power Point. В представленной вниманию читателя презентации примерами таких анимаций являются анимации на слайдах №18-19 (тема «Узоры и орнаменты») и на слайде №20 (тема «Рисование симметричных предметов. Бабочка»). Эти анимированные материалы либо поясняют суть какого-то понятия, либо демонстрируют алгоритм выполнения практической работы. Возможности анимации помогают сделать особенным процесс разгадывания загадок на уроках. Например, в слайде №22 содержится материал для привлечения учащихся к процессу отгадывания загадки (дети по очереди могут читать по строчке текст загадки с экрана, на который проецируется слайд). Здесь же содержится и иллюстрация к отгадке, которая является одновременно ответом на вопрос «Что мы сегодня будем рисовать?» А отсканированная ниточка, лежащая на крыле бабочки, поможет учителю быстро вернуть ребят в пространство класса. Оказывается, эта бабочка вместе с другими «порхает» на своей ниточке в классной комнате, до поры до времени спрятанная учителем от глаз учеников. Все эти на первый взгляд незначительные особенности работы с загадкой позволяют учителю привлечь к активной деятельности на уроке большое число детей, с легкостью переводить их внимание с экрана в пространство классной комнаты, сохранять интерес учащихся младшего звена к тому, что происходит на уроке. Именно с позиций целесообразности следует подходить преподавателю к выбору методов работы с презентациями на каждом конкретном занятии.

О роли первого слайда. Иногда именно самый первый слайд служит привлечению внимания учащихся к теме конкретного урока. При этом вовсе не обязательно, чтобы он был анимирован. Иногда достаточно поработать над содержанием слайда и его цветовым строем, чтобы попытаться сразу ввести учащихся в определенное эмоциональное состояние, необходимое для правильного восприятия содержания всей презентации (см. слайды №24-26). И затем визуальными образами и музыкальным сопровождением поддерживать заданный в самом начале урока эстетический формат занятия (см. слайды №26-27). В слайде №25 использован не стандартный шрифт. Но я его не заменила стандартным, т. к. был бы потерян общий стиль слайда: единство шрифта, этнической музыки и изображения. Извините, если кому-то не удастся увидеть материалы слайда в их изначальном состоянии.

А как заинтересовать учащихся темой урока, связанной с юбилеем завода-шефа? Как с первой минуты урока заставить детей внимательно смотреть на экран, где будут появляться черно-белые, потускневшие от времени фотографии рабочих, цехового оборудования и т. д. Ведь это так не интересно для детей, привыкших к ярким эффектам современных визуальных форм преподнесения информации. Конечно, по ходу урока многое будет зависеть от слов учителя, который расскажет, что на этих невзрачных фото кто-то из детей может увидеть свою бабушку, своего дедушку или даже прадедушку… Учитель расскажет много интересного о заводе… Но это будет позже. А как именно в первые минуты урока увлечь ребят темой, не слишком «изобразительной» с точки зрения ребенка, возможно, никогда не видевшего ни одного станка? Думаю, для решения этой задачи стоит в оформлении первого слайда применить контрастные, очень насыщенные цвета, цвета, по сути, совершенно не характеризующие цветовую гамму производственных помещений, но настраивающие детей на восприятие духа победы, завоеванной тяжелым, но созидательным трудом их близких. В приведенном примере оформления слайда сочетание цветов «звучит», может быть, даже несколько «агрессивно», словно заставляя зрителя испытать в некоторой степени чувство неловкости за то, что он, зритель, не знает ничего о заводе, или, наоборот, чувство гордости, если ученику есть что рассказать о производстве, где трудятся его родственники. Оба чувства довольно сильные. И желание вызвать их у детей, привлекая школьников к восприятию учебного материала посредством необычного сочетания цветов слайда-оглавления, обусловлено необходимостью включения школьников в активную работу на уроке с первых его минут. А ещё можно сформулировать тему урока в форме вопроса, озадачить детей, немного обескуражить тех из них, кто очень мало знает о месте, где трудятся их самые близкие люди. Других же учеников такая формулировка темы урока подтолкнет к активной беседе, к желанию отвечать на вопросы, рассказывать о заводе и его людях. Такое начало урока позволяет рассчитывать на то, что дети будут не только слушать учителя и смотреть на экран внимательно, с интересом, но и сами активно включатся в обсуждение содержащихся в презентации материалов. На слайдах №29-31 приведено несколько примеров фотографий, использованных в презентации. Конечно, подобные материалы, будут учащимся особенно интересны, если дети сами станут подбирать фото для выполнения коллективной работы – презентации к уроку. Указав на слайдах фамилии учеников, предоставивших фото для презентации, и фамилии героев фотографий, конечно же, можно было бы сделать материалы презентации приближенными к повседневной жизни детей и их родственников, показать ученикам еще одну сторону жизни, объединяющую их с членами семей, с одноклассниками, чьи близкие также трудятся на предприятии-шефе. Другими словами, это способствовало бы дальнейшей социализации школьников. Но и тот факт, что теперь в рекреациях здания заводоуправления расположена выставка работ учащихся подшефной школы, говорит о том, что через качественно подготовленные уроки рисования можно осуществлять воспитание у школьников любви к своей малой родине, сближать их с родителями, давать возможность и взрослым, и детям постоянно ощущать единство их жизней (см. слайд № 32).

Несколько слов об анимированных или содержащих видеофрагменты начальных слайдах презентаций. Это вполне может «сработать»… Т. е. анимация, тем более выполненная профессионально, как уже говорилось выше, очень помогает заинтриговать учащихся, увлечь их темой урока с самого его начала. Как, например, в начале урока на тему «Архитектура как вид искусства» (см. слайд №35). Для первого слайда взят материал диска «Шедевры архитектуры». Анимация, в которой за несколько секунд визуальных метаморфоз перед глазами зрителя проносятся тысячелетия, отраженные в архитектурных шедеврах разных времен и народов — интригует зрителя. Этому способствует и музыка, очень удачно подобранная авторами материалов диска. После такого завораживающего начала учителю значительно легче привлечь внимание школьников и к материалам, связанным с изучением, например форм первых построек, сделанных человеком на заре цивилизации (см. слайд №36), и к конструкции древнего дома (см. слайд №37). Вся работа на данном уроке связана с периодическим просмотром видеофрагментов, вставленных в презентацию из материалов диска «Шедевры архитектуры»: учащиеся под звуки сиртаки рассматривают с высоты полета вертолета величественные развалины Афинского Акрополя, «гуляют» по улицам Рима… Такие видеовставки позволяют сделать материал урока не только содержательным, но и увлекательным. А увлеченные дети затем приятно удивляют учителя разнообразием мотивов творческих работ (см. слайд №38).

Анализируя качество графического оформления слайдов своих многочисленных презентаций, выполненных порой много лет тому назад, я полностью соглашаюсь с утверждением авторов материалов по дизайну презентаций о том, что сдержанность цветового оформления (правило 2-3 цветов) имеет большое. Но отдельные слайды презентаций для уроков изобразительного искусства (именно, содержание слайдов, но не их оформление) нередко мной специально задумываются как очень многоцветные. Даже, если речь в таких сладах идет о, казалось бы, вовсе не разнообразных по цвету объектах. Так же и ровное размещение изображений на некоторых слайдах в моих презентациях отсутствует в соответствии с определенным замыслом. Так, в слайде №38 мне хотелось показать, как, заполняя поверхность всего слайда, как стекла детской игрушки-калейдоскопа заполняют плоскость круга, одна за другой появляются фотографии детских работ по теме «Архитектура». Возникает визуальный образ особого мира, мира детских фантазий. А чтобы этот мир воспринимался сказочным, увлекал, побуждал следующую параллель учащихся к творчеству, при выполнении фотографий для слайда я использовала необычный для фото на подобную тему разноцветный фон и разноцветную подсветку объектов.

В трех последних слайдах содержатся фотографии, сделанные в ходе некоторых уроков изобразительного искусства. Здесь запечатлены дети, отвечающие у интерактивной доски, рисующие, вырезающие из бумаги…, с улыбками демонстрирующие свои работы. Думаю, что такие позитивные фотокадры с лицами ребят, которых можно встретить в коридорах родной школы, стоит вставлять в слайды презентаций. Эти фотографии помогут новым авторам рисунков и макетов увлечься интереснейшим делом — творческой работой на уроках изобразительного искусства. В какой-то телепередаче я услышала, что нельзя помещать в интернете фотографии детей без разрешения их родителей. Мне думается, что в фотографиях, где показаны дети, увлеченно работающие или улыбающиеся учителю, снимающему их на фото, нет ничего обидного для их родителей. Очень надеюсь, что такие фотографии только порадуют пап и мам, отправляющих в школу своих сыновей и дочерей познавать «разумное, доброе, вечное».

И в заключение, хочу сказать большое спасибо авторам брошюры «Как сделать презентацию к уроку?» С.Л.Островскому и Д.Ю.Успенскому. Благодаря вашей работе, мы, учителя, получили возможность сверить свои предположения с положениями выверенной опытом многих профессионалов теории, изложенной в вашей брошюре доступным языком и убедительным образом. Лично я знаю теперь, что именно следует как можно скорее освоить в работе с РР-презентациями, чтобы материалы последних были более полезны моим ученикам и были поняты и приняты коллегами. Это очень важно — понимать задачи, которые следует решить, чтобы продвигаться вперед в своем развитии для получения результатов, соответствующих современным требованиям дидактики. Спасибо.