Настроение картины и музыки

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Организационная информация
Тема урока Настроение картины и музыки
Предмет Музыка
Класс, название и авторы программы 5 класс "Музыка"- авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко
Автор урока (ФИО, должность) Колесникова Елена Ивановна, учитель музыки
Край/район/поселение Красноярский край, Шушенский район, поселок Ильичево

Методическая информация

Тип урока Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ
Цель урока Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни
Задачи урока Обучающие: Сформировать представление о жанре "Пейзаж".

Развивающие: Сопоставить произведения музыки и живописи. Проявить и развить исследовательские навыки учащихся.

Воспитывающие: Дать оценку взаимосвязи музыки и живописи с нравственных и эстетических позиций.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят

ученики в ходе урока

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о таком понятие: "Искусства различны - тема едина". Анализируют произведения музыки и пейзажа, сравнивают произведения музыкального и изобразительного искусства, дают свою оценку.
Необходимое оборудование Компьютер, проектор, экран, муз. центр, колонки, синтезатор.

Ход и содержание урока

Действия на слайде Действия учителя Действия учеников
  Проверка домашнего задания Учащиеся рассказывают о направлении в искусстве "импрессионизм".
1. Постановка проблемы
  Вступительная беседа  
1 слайд

 

 

2 слайд

Как вы понимаете значение темы урока?

"Настроение картины и музыки"?

Какой жанр изобразительного искусства вы видите?

Картина зрительно едина?

Дети начинают размышлять, давать ответы, понимая, что ошибки в их ответах нет.

Пейзаж

Делится на два полотна: небесное, светлое - Обитель Бога и темное- грешное, земное.

Река, ее гладь напоминает глубину чувств человека, стремящегося на тот берег, где широкая дорога ведет к Храму, к исцелению. Купола Храма касаются неба.

2 слайд Напиши музыку:

Какой по характеру должна звучать музыка, соответствующая настроению картины?

Какой должна быть музыкальная интонация?

"Тихо" или "громко" звучит картина?

Мажорное или минорное впечатление оставляет соединение красок?

Какой музыкальный язык вы бы выбрали? (песенный, танцевальный, маршевый)?

Какому инструменту или оркестру вы отдадите предпочтение исполнить ваше произведение?

Что мог слышать, на ваш взгляд, И. Левитан, изображая этот тихий уголок Родины?

Дети пользуются заранее приготовленными словарями эстетических эмоций (выписывают в тетрадь 3 -4 прилагательных- характера).

Мелодия плавная, поющая, в некоторых моментах взвивающаяся.

Тихо, не нарушая покой, постепенно развиваясь, стремясь ввысь.

Мажор, но лад может измениться.

Песенный.

Дети отдают предпочтение вначале скрипке и только после оркестру русских народных инструментов.

Русскую народную, напевную, мелодичную песню.

Слушание русской народной песни "Вечерний звон", слова И. Козлова  
Написание синквейна

Подберите 4 глагола - о чем? Какие действия вы увидели, услышали?

Продолжение записи в тетрадь. Учащиеся объединяют характер и действия в единый краткий рассказ, где тема "Вечерний звон" просматривается глубже, интересней (в форме прозы или стиха). Зачитывают.
2 слайд Вопросы:

Можно ли назвать русскую народную песню "Вечерний звон" музыкальной картиной? Почему?

Ответы детей (как правило, носят противоположный характер). Ошибки в их эмоциональном восприятии нет.
3 слайд Рассказ учителя о видах колокольного звона.

Слушаем колокольный звон, записываем виды колокольных звонов: будничный, праздничный, красный звон.

 
4 слайд Дети читают стих со слайда  
Итог урока:

Что более важно: выразительность или изобразительность? (проблемный вопрос)

Как правило, дети приходят к разрешению этого вопроса по-разному.
Продолжение вокальной работы, распевка по методике Емельянова, вокальная позиция, пропевание гласных, проговаривание окончаний, дыхание, фразировка.  
В конце урока обязательно благодарю и хвалю детей.