Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Основным направлением воспитательной работы в нашей школе является краеведение. Разработана Программа экспериментальной площадки по историко-краеведческой работе на 2010-2015 г.г. В одном из ее разделов говорится, что историческое прошлое села, богатая природа, позволяют формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, любовь к родному краю, родному селу. Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному уголку, родной стороне.

При планировании краеведческой работы в школе учитываются Государственная Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", план мероприятий, проводимых в Республике Мордовия с целью реализации данной программы, положения о смотрах и конкурсах Краснослободского муниципального района, предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

Краеведческая работа реализуется: через школьный музей как центр патриотического воспитания, учебные предметы и элективные курсы, через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в Интернет- проектах, конкурсах.

Учителя школы активно участвуют в районных, республиканских, всероссийских методических конкурсах по краеведению: Всероссийский Фестиваль педагогических идей 1 сентября "Открытый урок", Всероссийский конкурс "Мультимедиа урок в современной школе", Первый Всероссийский открытый конкурс педагогического мастерства "Мастерская учителя", республиканский конкурс "Лучший урок письма", республиканский конкурс педагогического мастерства учителей начальных классов "Калейдоскоп методических идей", районный конкурс педагогического мастерства. Педагоги становятся победителями и призерами.

Большое внимание краеведению уделяется и на внеклассных мероприятиях. Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным музеям.

Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в 1985 году под руководством учителя истории, заслуженного работника народного образования РМ Криворотовой М.П. В нём собран богатый материал по дореволюционной истории села, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами.

Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея.

Ежегодно 9 Мая мы отмечаем одну из самых важных дат в нашем праздничном календаре - День Победы над фашистской Германией.

В Сивинской школе проведена большая работа по увековечению памяти земляков. Ученики школы принимали участие в Республиканской поисковой экспедиции школьников и молодежи "Книга Памяти и Славы". Была составлена " Книга Памяти и Славы села Сивинь", состоящая из 500 страниц. При составлении Книг активное участие принимали не только ученики школы, но и их родители, родственники. Для сбора материала по составлению Книг Памяти и Славы прошел общешкольный конкурс " Моя родословная". Оформлен стенд "Спасибо прадеду за Победу". Каждый ученик рассказал о вкладе своего деда и прадеда в Победу.

В рамках Международного проекта "Они защищали Родину" дети готовили видеозаписи ветеранов "Живые голоса истории". Интересно и трогательно ребята написали сочинения о войне, которые были представлены на республиканские конкурсы "Война в судьбе моей семьи", "Рассказ ветерана", "Лучший урок письма", на районные конкурсы "О чём рассказала награда", "Живая память". Многие из них вошли в республиканский сборник "Книга Памяти и Славы". Беседуя с ветеранами, учащиеся проникаются любовью и гордостью к своему Отечеству, к людям, благодаря которым оно живет и процветает.

Дети принимали активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах исследовательских работ по краеведению на патриотические темы.

На Всероссийский конкурс исследовательских работ "Человек в истории. Россия век XX" была представлена работа "О чём молчит война:". Работа получила Поощрительную Грамоту, а на всероссийском конкурсе ученических исследовательских работ им. Вернадского эта работа прошла два заочных отборочных тура и получила вызов на очный тур в Москву.

Особое значение в воспитании патриотизма играют внеклассные мероприятия.

Проводятся Уроки Мужества, экскурсии в школьный музей, концерты, посвященные ветеранам войны и труженикам тыла, районные соревнования по лыжам памяти братьев Львовых, организована шефская помощь и др.

Завершающим этапом работы к 65- летию Победы стала неделя Боевой Славы. В нее вошли такие мероприятия: конкурс стихов о войне, читательская конференция по повести В. Закруткина "Матерь человеческая", литературная гостиная "Поэзия огненных лет", литературная композиция "Вечная память героям". Важным мероприятием недели стал День Памяти, посвященный братьям Львовым. Он состоял из двух мероприятий: митинг у дома братьев Львовых " О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы..." и литературно- историческая композиция " Одна война- пять судеб". Гостями этой встречи были родственники Львовых, которые приехали с разных мест России, ветераны войны, труженики тыла. Завершилась неделя митингом "Поклонимся великим тем годам".

История человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов. Антяскиной Крестиной, ученицей 10 класса, на Всероссийский конкурс творческих работ "Моя малая Родина" была представлена работа "Из истории с. Сивинь в XVIII- н.XXвв". Работа награждена дипломом.

Ученики нашей школы уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем. Именно эту мысль высказала в своей работе "Если бы я была депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия" ученица 11 Потехина Елена.

Патриотизм - веками закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, родным местам, к Мордовии. Большой интерес вызывает у детей искусство и культура мордовского народа. Так, ученица 10 класса Ромашкина Н. участвовала в форуме "Одарённые дети" в номинации "Народное творчество" с работой "Мордовский костюм" и стала лауреатом II степени.

Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края. Становятся победителями и призерами.

Наше село богато историческими событиями, здесь жили и живут замечательные люди. О них рассказали в своих работах Потехина Е.(11 класс) "Учитель от Бога" (о заведующем Сивинской церковно-приходской школой Гвоздеве Н.Ф.) и Трифонова И. (10 кл). "Гордое имя-Учитель" (о Заслуженном учителе Мордовской АССР, бывшем директоре школы, художнике Пряхине А.Ф.) . Ученицы стали лауреатами и призерами республиканского творческого конкурса "Рождественская звезда".

На республиканский конкурс "Флот в судьбе России" было представлено четыре работы. Ученик 11 кл. Пильщиков В. с работой "МДКВП "Мордовия" на Балтике" стал лауреатом конкурса.

Много горя, бед и страданий принесли нашему народу и Афганская война. В далекой стране советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. Среди них- 10 выпускников нашей школы, один из которых Мелешин В.Н., погиб при выводе войск из Афганистана. И наша святая обязанность - хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.

7 февраля 2009 г. был проведен День Памяти, посвящённый 20-летию со дня гибели выпускника школы Мелёшина В.Н. и 20-летию вывода советских войск из Афганистана. На доме героя открыта мемориальная доска. В этот День была проведена встреча выпускников- афганцев Сивинской школы "Ты мне снишься ночами, Афган:".

17 января 2011 года в поселке Преображенский состоялась встреча учащихся нашей школы с группой "Зеленые береты"- ребята - бывшие воины- интернационалисты, бойцы горячих точек. Они передали мемориальную доску памяти В.Н. Мелешина представителям нашей школы. 12 февраля мемориальная доска была установлена в Сивинской школе.

Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям- современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, за Мордовию, будут воспитывать в них патриотизм.

15 февраля 2011 г. - в День вывода советских войск из Афганистана в нашей школе проведен Урок Мужества - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне. На Уроке мужества присутствовали Полозов Д.А., начальник комиссариата РМ по Краснослободскому и Старошайговскому районам и выпускница нашей школы Чванова Лидия Николаевна, участвовавшая в событиях афганской войны.

Большую роль в воспитании патриотизма играют мероприятия, открытые уроки, посвященные творчеству местного художника А.Ф. Пряхина. Организуются встречи с художником, экскурсии по выставке его картин. В этом году открылся музей картин А.Ф. Пряхина.

В газетах "Красная Слобода", "Диагональ" нередко встречаются публикации детей о Сивини, о ее знаменитых людях, о жизни школы. Внимание нашему селу, школе уделяет и телевидение Мордовии. Темой репортажей стали: создание "Книг Памяти и Славы с. Сивинь", подвиг братьев Львовых, создание мордовского костюма к 1000- летию единения мордовского народа с народами России.

Итак, краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе как основе патриотического воспитания.

Презентация.