Урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в словах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить умение определять ударение в слове;
  • учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова;
  • учить определять смысл заданий, делать самостоятельные выводы по теме;
  • закреплять знания о предложениях (оформление на письме, главные члены предложения)
  • развивать речь детей;
  • воспитывать дружелюбие, желание помочь попавшему в беду.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка каллиграфии.

Показ и объяснение безотрывного написания Ии, затем соединений ис, си, иц, ци, лис.

3. Актуализация знаний.

Учитель: - Ребята, начинаем урок, который поможет вам больше узнать о своем русском языке, впереди вас ждут много интересных заданий. Давайте проведем разминку “Закончи предложение”, вспомним, что уже узнали на предыдущих уроках.

- Звуки речи делятся на … (гласные и согласные).

- В чем отличие звука и буквы? Буква – это то, что … (мы видим, читаем), а звуки … (то, что мы произносим , слышим).

- Гласных букв … (10), а гласных звуков - … (6).

- Гласные звуки в слове бывают … (гласные и согласные).

- Трудность на письме вызывает написание … (безударных гласных ).

4. Постановка темы и задач урока.

Учитель: - Вопросы разминки готовили вас к тому, чем будем заниматься на уроке. Какая же тема нашего урока?

Постановка темы и задач урока.

- Сегодня мы будем закреплять знания о написании в словах безударных гласных.

5. Работа по теме урока.

1. Запись на доске: Сосны – сосна.

Учитель: - Сравните произношение и написание слов.

Правило о проверке безударных гласных.

Запись в тетрадь с обозначением ударения и безударного гласного.

2. Работа на карточках.

Учитель: - Подчеркните слова с безударными гласными, которые необходимо проверять перед написанием.

Живёт, голубь, дожди, окно, стрелка, моряк, форма, шубка.

Проверка. Подбор проверочных слов. А какие ещё правила вы встретили при написании этих слов? (парный согласный в словах “голубь”, “шубка”, написание “жи”)

3. Учитель: -Как вы думаете, что необходимо сделать в следующем задании?

(Задание на доске)

_______________ - с.стра

_______________ - з.ма

_______________ - хл.ба

_______________ - ч.сы

_______________ - сл.за

Дети отвечают: - Нужно вставить безударную гласную, объяснить её написание, подобрав проверочное слово.

Дети объясняют у доски, запись в тетради.

Учитель: - Каким правилом вы пользовались? Всегда ли можно проверить безударную гласную? (Нет, есть слова, написание которых можно найти только в словарях).

6. Электронная физкультминутка и зарядка для глаз.

4. - Какое слово “лишнее”?

За.ц, м.дведь, п.тух, л.са, в.рона.

(“Лишнее” слово “лиса”, потому что его написание можно проверить – “лисонька”, “лисы”, остальные слова – с непроверяемой безударной гласной.)

Картинка – “Лиса”

Выясняем, что слово “лиса” - многозначное: зверь и человек, который для своей выгоды может схитрить, подольстить.

С лисами связано много примет и пословиц, вот некоторые из них:

• Лисичка всегда сытей волка бывает .
• Лисой пройти - хитростью .
• Лиса и во сне кур считает .
• Лиса дорогу перебежала, быть беде.
• Когда ищешь лису впереди, она – позади.

Учитель: - Как вы понимаете смысл пословиц?

- Составьте предложения с двумя значениями слова “лиса”.

5. Учитель: - Вспомните сказку с главной героиней – Лисой.

Как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам!
(Сказка “Заячьи слезки”)

В. сной у л.сы .збушка растаяла.

- Что записано? (предложение).

- Какое задание нужно выполнить? (Вставить безударные гласные).

Запись предложений с указанием проверочных слов в скобках. Выделение главных членов предложения.

Учитель: - Что дальше случилось в сказке? Кто помог Зайчику? Почему помог Петушок Зайчику? (Надо защищать слабых, помогать друг другу в трудной ситуации.)

Деформированные предложения:

пришли, петух, и, На помощь, медведь, зайке

убежала, плутовка, Рыжая

Запись с объяснением. Определение главных членов предложения.

6. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Чему учились на уроке? Что понравилось?

Домашнее задание: Рабочая тетрадь – с. 43, упр. 5, 6, 7.