Проектная деятельность на уроках химии как условие формирования базовых компетенций обучающихся

Разделы: Химия


Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают образовательные конструкты – компетентности, компетенции.

В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановлюсь на одном из них. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Значит, в перечень компетенций попадает довольно широкий круг понятий: политические, социальные,  межкультурные и другие компетенции.

Воспитание такой компетентной, т.е. социально и профессионально активной, личности требует от педагогов современной школы применения новых методов, приемов и форм работы, развивающих, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Эти положения нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа – будущее инновационного развития страны».

Нужно отметить, что школа не в состоянии сформировать уровень компетентности, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Общей целью школы может быть формирование  базовых компетентностей.

Наиболее актуальными и первоочередными в формировании компетентностями являются – коммуникативные и информационные.  Их краткое содержание представлено в таблице.

Содержание компетенции Формируемые умения, навыки
Коммуникативная компетенция
навыки работы в группе, владение различными социальными ролями работа в коллективе, решение познавательных, творческих задач в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;
владение искусством и культурой коммуникации
Информационная компетенция
умение самостоятельно искать, анализировать, сохранять, передавать информацию отбор нужной информации из разных источников, включая Интернет-ресурсы; анализ полученной информации, систематизация и обобщение полученных данных в соответствии с поставленной познавательной задачей; выявление проблем в различных областях знаний, в окружающей действительности, выдвижение обоснованных гипотез и их решений, постановка экспериментов, формулировка аргументированных выводов, выстраивание доказательств; статистическая обработка полученных данных, оформление результатов.

Так или иначе, в центре обучения – ученик с его стремлением  к самореализации и собственной успешности. Современным школьникам для успеха необходимо творчески мыслить, последовательно рассуждать, формулировать гипотезы, представлять собственные идеи; уметь работать в команде и обладать навыками общения в группе; определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них; грамотно и эффективно использовать знания реальной жизни; компьютерная грамотность.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает метод проектов. Метод проектов, в процессе обучения химии,  я использую в различных формах, например, таких как:

1) Лабораторная работа «Определение витамина С в апельсиновом соке и яблоке»
2) Межпредметный урок «Фосфор как простое вещество»
3) Урок-конференция «Биологически активные вещества»

Подготовка к проведению межпредметного урока включает в себя несколько этапов:

1. Распределение учащихся по группам  (4-5 человек).
2. Выбор темы информационного проекта.

  • История открытия и изучения фосфора
  • Распространение фосфора в природе
  • Получение фосфора
  • Аллотропные модификации фосфора
  • Химические свойства фосфора
  • Применение фосфора

Распределение заданий в группе (руководство проектом, написание доклада, защита проекта, подготовка и демонстрация материалов).
4. Написание доклада.
5. Составление плана защиты учебного проекта.
6. Подбор видеоматериалов, наглядных пособий для презентации проекта.
7. Создание электронной презентации.
8. Защита проекта (на уроке).

Результат работы каждой группы, доклад и мультимедийная презентация по выбранной теме, обучающие представляют на уроке. Итог работы класса в целом – презентация по теме урока «Фосфор как простое вещество».

После выполнения проекта, обучающиеся в листах оценивания  дают самооценку собственной работы, а также учебному проекту в целом (Приложение 1).

В конце изучения курса органической химии по программе О.С. Габриеляна последний раздел учебника посвящен вопросу роли биологически активных веществ жизни человека. Он включает в себя несколько тем: «Витамины», «Ферменты», «Гормоны», «Лекарства». Традиционное изучение предполагает обсуждение круга вопросов с использованием материалов учебника. При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали иную форму. Уроки, которые проходили в форме защиты проектов, объединили в конференцию по теме: «Биологически активные вещества».

Анализ результатов своей деятельности я проводила, прежде всего, по таким традиционным показателям, как качество обучения, уровень образованности, уровень учебной мотивации, которые, с применением метода проектов, увеличились. Учащиеся стремятся не только получить хорошую оценку, но и хорошие знания по предмету. Эти показатели можно использовать, т.к. компетентность, объединяет в себе и интеллектуальную, и навыковую составляющую образования, с учетом схемы технологического построения учебного процесса, которая включает текущие оценки, а также итоговые оценки результатов обучения.

Методом педагогического наблюдения мною были выявлены такие показатели сформированности информационной компетенции, как успешное написание докладов, сообщений, обращение за дополнительной информацией, готовность к получению новой информации.

Основа развивающего образования и образования в целом – это саморегуляция, условие успешности исследовательской деятельности-автономность, уровень субъективного контроля (уровень ответственности, которую учащиеся готовы взять на себя) – рост этих показателей может быть использован как показатель уровня сформированности коммуникативной компетенции.

Список литературы:

1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. – СПб.: КАРО, 2003.
2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября», №6, 2007.
3. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности – Москва. Издательство «Аркти», 2007.
4. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель». Волгоград, 2007.
5. Вачков И. Проектирование + исследование – Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», №23, 2007.