Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта является социальное развитие, которое подготавливает детей к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствует становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
Поиск эффективных приемов и методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями  привел к широкому использованию арттерапии в рамках коррекционной педагогики.

Арттерапия (в психокоррекционной практике) - совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с ОВЗ осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [2].

Имаготерапия (одно из направлений арттерапии) – лечебное воздействие через образ, театрализацию [2].

Имаготерапия с дошкольниками в специальных образовательных учреждениях чаще всего проводится в форме куклотерапии.
На занятиях по социальному развитию педагог с помощью кукол разыгрывает перед детьми проблемные ситуации, ситуации нравственного выбора;  истории, формирующие представления о добре и зле, о своем и чужом; истории, способствующие формированию социально значимых мотивов поведения, желания понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом [1].

Тема: «Маленькие помощники»

Цель: формировать у детей представление о себе как о субъекте деятельности, о своих возможностях и умениях.

Задачи:

  • Учить детей применять знания, умения и навыки, приобретенные ранее, в новой жизненной ситуации: соотносить предметы по количеству, цвету и величине; преобразовывать дискретные множества; выполнять несложные поручения, связанные с бытом.
  • Учить детей осуществлять элементарную оценку своего поведения и результатов своей деятельности, а также поведения и результатов деятельности сверстников.
  • Продолжать формировать у детей коммуникативные умения.
  • Способствовать развитию мелкой моторики в процессе предметно-практической деятельности.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к выполнению элементарных трудовых поручений.

Оборудование:

  • кукла Степа, кукла мама (деревянные куколки  7-12 см); кукольная мебель
  • скалки (игрушечные), подносы, формочки для приготовления печенья; печенье
  • фартуки (по количеству детей)
  • 3 скатерти разного размера
  • посуда для сервировки стола
  • совочек и щетка для уборки со стола
  • картинный материал и фотографии детей, отражающие ситуации выполнения детьми трудовых поручений

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Основная часть

ИМАГОТЕРАПИЯ

Педагог. Кто сегодня пришел к нам в гости? (Показывает  уже знакомую детям по предыдущим занятиям куклу Степу.) Правильно, мальчик Степа. Он хочет вам рассказать историю, которая с ним произошла.
Сегодня у Степиной мамы выходной. Она не идет на работу. Степа тоже не пошел сегодня в садик, остался дома с мамой. Степа очень любит свою маму. Ему нравится играть, читать, гулять вместе с ней. Вот и сегодня он сказал: «Мамочка, пойдем с тобой в зоопарк». Мама ответила: «С удовольствием. Только сначала надо сделать домашние дела. Ты мне поможешь?» «Помогу», – сказал Степа и пошел в свою комнату. А мама пошла мыть посуду.
«Степа, сынок, помоги мне, пожалуйста, вытереть посуду», – попросила мама. «Я смотрю мультфильмы», – ответил Степа. Потом мама попросила Степу вытереть пыль. Он ответил, что играет. А когда мамочка попросила Степу убрать игрушки, он ответил, что устал и хочет полежать.
Мама сама убрала Степины игрушки, сама вытерла пыль, сама вытерла посуду, сама пропылесосила. Когда все было сделано, Степа подбежал к маме и радостно закричал: «Ура! Мы идем уже в зоопарк!» Но мама почему-то не обрадовалась, а стала очень грустной.

Степа. Почему моя мама стала грустной? (Ответы детей) Я еще маленький, а маленькие дети ничего не умеют делать. Они только рисуют, играют и смотрят мультфильмы.

Педагог. Наши дети маленькие, но всегда помогают маме.

Степа. Что-то я не верю. У вас ручки маленькие, ножки маленькие. Как же вы помогаете? Что вы умеете делать?

Беседа с детьми о том, как они помогают маме. Во время беседы используется картинный материал, а также фотографии детей, отражающие ситуации выполнения элементарных трудовых поручений.

Физкультминутка «Очень маму я люблю»

Очень маму я люблю   (дети обнимают  себя за плечи)
И всегда ей помогу.      (руки на пояс, повороты влево, вправо)
Я платочки постираю,   (движение рук вверх, вниз с хлопками)
Я игрушки убираю,        (приседания)
Пол я чисто подметаю,  (наклон вперед; взмахи руками влево, вправо)
Пыль я с полок вытираю (перекрещивание рук перед собой)
И готовить помогаю.       (хлопки «пирожки»)
Потому что очень сильно
Маму я свою люблю.         (дети обнимают себя за плечи)

Степа. Теперь я понял, как я могу помочь маме. Спасибо вам, ребята. Я побежал помогать. До свидания.

Педагог. Вы настоящие помощники. Даже Степу научили маме помогать! А теперь пора пить чай. Я приглашаю вас к столу. (Дети обращают внимание на то, что стол не накрыт) Ой-ой-ой! Я не успела накрыть на стол. Сейчас буду накрывать. Кто мне поможет?

НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ

Педагог. Что сначала мы должны сделать? (Накрыть стол скатертью.) Педагог предлагает детям выбрать скатерть, подходящую к столу по размеру.

Педагог. Сколько человек будет пить чай? (Один ребенок считает количество людей.

Важно, чтобы ребенок посчитал не только детей, но и всех находящихся в данный момент в помещении взрослых. Если дети не умеют считать или количество человек более 5, то счет осуществляет педагог, но ребенок при этом указывает на тех, кого считаем) Сколько надо положить салфеток? (Ответы детей) Педагог кладет на стол необходимое количество салфеток, а детям предлагает расставить посуду.

1-й ребенок ставит блюдца на салфетки. (Не хватает одного блюдца. Надо добавить)
2-й ребенок подбирает чашки к блюдцам, ориентируясь на цвет.
3-й ребенок раскладывает ложки (1 ложка лишняя, ее надо убрать)

Педагог. Какие хорошие у меня помощники! Помогли мне накрыть на стол. Теперь все готово? Можно пить чай? (На столе нет угощения)

Педагог. Давайте посмотрим, с чем можно пить чай.

Показывает детям корзинку с луком, чесноком; тарелку с 1 печеньем.

Педагог. Почему вы не поставили тарелку с печеньем? (Печенье одно, а нас много.)Как же нам быть? (Варианты ответов детей: купить, разделить, испечь еще и др.)
Останавливаемся на предложении испечь еще печенье.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПЕЧЕНЬЯ (работа с соленым тестом)

Дети, помогая друг другу, одевают фартуки. Садятся за столы. Работа с тестом на своем рабочем месте осуществляется по показу и речевой инструкции: помять тесто, скатать шарик, сделать лепешечку, раскатать скалкой, выдавить печенье формочкой, аккуратно перенести на поднос. Каждый ребенок может сделать 2-3 печенья. Педагог «ставит» поднос в духовку.

Педагог. Пока наше печенье печется, мы наведем порядок. Дети убирают со стола.

Педагог. Наше печенье уже готово. Приглашайте всех к столу. (Проходите, пожалуйста. Угощайтесь. Приятного аппетита)

III. Заключительная часть

Дети и взрослые пьют чай с печеньем, заранее испеченным и имеющим такую же форму, как печенье из соленого теста.

Список литературы

    1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
    2. О.Н. Овчар, В.Г. Колягина Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – Москва, 2005