Урок произношения во 2-м классе школы V вида. Тема: "Дифференциация звуков б-п"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель урока: формировать у обучающихся навык правильного произношения и слуховой дифференциации звуков [п], [б].

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение обучающихся правильно произносить звуки [п], [б] в слогах и словах на материале названий овощей, фруктов и хлебобулочных изделий.
  • Закрепить знание слов-терминов: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • Учить детей осуществлять поиск и выделение информации путём установления звуков речи на слух, определения логического ударения; осуществлять переход от внешнего контроля к самоконтролю и контролю по способу действия.
  • Способствовать развитию у обучающихся фонематического слуха.

Воспитательные:

  • Активизировать социальный опыт детей как членов общества, имеющих права и обязанности.
  • Формировать навыки речевого общения с использованием вежливой формы обращения к собеседнику.

Словарь:

  • звук [б] согласный, звонкий, твёрдый;
    звук [п] согласный, глухой, твёрдый;
  • звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение;
  • хлебобулочные изделия (батон, булочка, плетёнка, бублик);
  • овощи (помидор, капуста, баклажан, репа);
  • фрукты (банан, яблоко);
  • спасибо, пожалуйста, будьте добры,
  • продавец, покупатель,
  • покупатель имеет право, покупатель обязан,
  • бракованный товар, богатый ассортимент.

Оборудование:

  • зеркало (у каждого обучающегося),
  • предметные иллюстрации с изображением овощей, фруктов, хлебобулочных изделий (Приложение 1),
  • опорная схема "Характеристика звуков [б], [п]" (Приложение 2),
  • карточки с текстом диалогов (Приложение 3).

Формируемые УУД:

  • Предметные: активизация речевой направленности обучения за счёт усвоения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
  • Личностные: умение преобразовывать имеющиеся экономические знания для объяснения ситуации, приобретать компетенции для социальных ролей (оценка собственной роли в семье, группе, классе) средствами ролевой игры.
  • Метапредметные:
    1. регулятивные действия:
      • умение планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
      • работать в группах и самостоятельно с источником информации;
      • составлять план действий с учётом оценки конечного результата;
      • преодолевать препятствия волевыми усилиями;
    2. познавательные:
      • общеучебные действия: поиск и выделение основной и второстепенной информации в задании, тексте;
      • универсальные логические действия: нахождение существенных и несущественных признаков в тексте заданий (анализ), объединение частей текста (синтез), установление причинно-следственных связей;
    3. коммуникативные:
      • усиление речевой и социальной компетентности учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик);
      • формирование собственного речевого высказывания, способности проводить языковой и смысловой анализ текста в соответствии с грамматическими нормами;
      • умение слушать других и оценивать их действия.

Ход урока

I. Организационный момент

Встаньте ровно, спина прямая,
Урок с улыбки мы начинаем!
Запаситесь вниманием,
Наберитесь терпения.
Сейчас урок произношения.

II. Актуализация знаний

1. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, на уроках произношения мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Для этого важно, чтобы хорошо работали наши органы речи. Вот для чего необходимо делать гимнастику для губ, щёк и языка. С неё и начнём урок. Поставьте перед собой зеркало.

  • Первое упражнение «Улыбка» выполняйте под счёт до пяти. Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.

  • Теперь выполним упражнение «Хоботок». Выполняйте под счёт до пяти.

Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.

Проверяйте себя, глядя в зеркало.

2. Закрепление правильной артикуляции звуков [б], [п]

– Теперь наши губы готовы к произношению звуков, ведь сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать губно-губные звуки, парные по глухости-звонкости. Догадайтесь и назовите эти звуки.

– Это звуки [б] и [п].

3. Постановка темы и цели урока

– Итак, цель работы на уроке – учится правильно произносить и различать звуки [б] и [п].

Произнесите звук [п] правильно. Вот так (показ). Постройте цепочку из звуков [п]. А теперь добавьте голос и произнесите звук [б]. Произнесите звук [б] хором.

4. Повторение характеристики звуков [б], [п]

– Дадим характеристику звуку [п].

– Проверьте, звук [п] – гласный или согласный: попробуйте его пропеть, растянуть. Сделайте вывод.

  • Звук [п] согласный, потому что его нельзя пропеть, растянуть.
  • Звук [п] нельзя пропеть, растянуть, значит он – согласный.

– Проверьте, звук [п] – звонкий или глухой: послушайте "голосовой моторчик" (проверка с помощью тактильных ощущений). Сделайте вывод.

  • Звук [п] глухой, потому что "голосовой моторчик" не работает.
  • "Голосовой моторчик" не работает, значит звук [п] – глухой.

– Дайте полную характеристику звуку [п].

  • Звук [п] согласный, глухой и твёрдый.

– Проверьте, звук [б] – гласный или согласный: попробуйте его пропеть, растянуть. Сделайте вывод.

  • Звук [б] согласный, потому что его нельзя пропеть, растянуть.
  • Звук [б] нельзя пропеть, растянуть, значит он – согласный.

– Проверьте, звук [б] – звонкий или глухой: послушайте "голосовой моторчик". Сделайте вывод.

  • Звук [б] звонкий, потому что "голосовой моторчик" работает.
  • "Голосовой моторчик" работает, значит звук [б] – звонкий.

– Дайте полную характеристику звуку [б].

  • Звук [б] согласный, звонкий и твёрдый.

– Сравните характеристики звуков [б] и [п]. Что в них общего и чем они отличаются?

  • Звуки [б] и [п] оба согласные и твёрдые, но звук [б] – звонкий, а звук [п] – глухой.

III. Работа по теме урока

1. Дифференциация звуков [б] и [п] изолированно и в слогах

– Мы сравнили характеристики звуков [б] и [п], а теперь – последнее испытание на пути, – игра «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки-ловушки. Звук [б] – звонкий, его можно поймать двумя хлопками, а звук [п] глухой, его поймаем одним хлопком. [п-п-б-б-б-п-н-б-п-па-ба-пу-пы-бро-бры-пра]. Молодцы.

2. Чистоговорка

– А теперь догадайтесь по чистоговорке, куда мы направляемся. Слушайте меня внимательно, повторяйте за мной, говорите чётко и внятно.

Ба-па-ба, бро-про-бро, лбу-лпу-лбу.
Бон-пон-бин – пойдём сегодня в магазин.
Бом-пом-бом – кто там будет продавцом?
Бе-пе-бе – подарки я куплю тебе,
Блю-плю-блю – всем конфеты я куплю.

Ребята, как вы думаете, куда мы пришли?

3. Словарная работа

– Итак, мы пришли в магазин. Вспомните, как называется профессия людей, которые продают товар?

– Профессия людей, которые продают товар, называется продавец.

В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Нас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Удочку для дяди Пети,
А для тёти Веры – брошь.
Так всегда любезно встретит –
Без покупки не уйдёшь!
Покупатели толпою
Целый день к нему идут.
Очень нужен нам с тобою
Продавца нелёгкий труд.

– Как называют людей, которые пришли в магазин за покупками?

– Людей, которые пришли в магазин за покупками, называют покупателями

4. Определение позиции звуков [б] и [п] в словах (работа с картинками)

– Мы пришли в магазин пораньше, ещё до его открытия, чтобы помочь расставить товар на нужные полки, ведь в магазине всё должно быть в порядке: каждый товар на своём месте.

На какие группы можно разделить товары?

– Товары можно разделить на группы: овощи, фрукты и хлебобулочные изделия.

– С помощью указателей расставьте товар правильно. И определите, в какой позиции звуки [б] и [п] находятся в словах – названия картинок.

Образец ответа: Помидор – это овощ, звук [п] – в начале слова.

Обучающиеся выходят к доске, "расставляют" товары на нужные полки.

На доске (иллюстрации):

овощи   фрукты   хлебобулочные изделия
помидор   банан   батон
капуста   яблоко   булочка
баклажан   плетёнка
репа   бублик

– Что можно приготовить из яблок?

5. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Варим, варим мы компот.
Фруктов нужно много – вот:
Яблоки порежем,
Груши мы порубим,
Отожмём лимонный сок,
Насыпим сахарный песок.
Вкусным будет наш компот,
Угостим честной народ!

6. Составление словосочетаний

Подберите прилагательные к названиям товаров, составьте словосочетания:

(например:

  • красное яблоко
  • спелый помидор
  • ароматный батон
  • свежая плетёнка
  • мягкая булка
  • спелый банан)

7. Физминутка

– Сегодня в магазин привезли не только продукты питания. В одном из отделов продаются спортивные товары. Я назову товар, а вы будете показывать, какие движения с его помощью можно выполнять (скакалка, мяч, теннисные ракетки, гантели, тренажёр «Беговая дорожка»).

8. Составление предложений

– Итак, мы вспомнили, что людей, которые приходят в магазин за покупками, называют покупателями. Каждый из вас (кто-то уже сейчас, а кто-то в будущем) придёт в магазин за покупками, поэтому вы должны знать свои права и обязанности. Проверим домашнее задание: о каких правах и обязанностях покупателя вы узнали. Составьте предложения, следите за правильным произношением звуков [б] и [п].

Покупатель имеет право

Покупатель обязан
  оплатить товар.
потребовать заменить бракованный товар.
узнать срок годности товара.
осмотреть товар до покупки.
взять купленный товар.
вносить в Книгу отзывов и предложений замечания.

IV. Закрепление полученных знаний и умений

1. Чтение диалогов по ролям (разыгрывание ситуации, работа в паре)

– Итак, теперь вы знаете права и обязанности покупателей.

Но не все их выполняют. Рассмотрим примеры таких случаев (обучающиеся получают карточку с диалогом (одну на двоих), договариваются о том, кто будет продавцом, а кто – покупателем, самостоятельно читают диалог по ролям).

Диалог №1

– Здра́вствуйте! Скажите, когда зака́нчивается срок годности молока «Бурёнка»?
– Срок годности заканчивается пятнадцатого апреля.
– Дайте, пожа́луйста, пакет молока.
– Спасибо.
Пожалуйста. Оплатите поку́пку в кассе.

Диалог №2

– Скажите, капуста у вас свежая?
– Да, только сегодня привезли.
– Тогда дайте, пожалуйста, один коча́н капусты и один килогра́мм яблок. Прошу вас, упакуйте всё в пакет.
– Вам в большой или в ма́ленький пакет?
– В большой пакет.
Пожалуйста.
– Спасибо.

Диалог №3

– Взвешайте, пожалуйста, килограмм колбасы.
– Вам копчёной колбасы с перцем?
– Нет, варёной.
– В продаже два сорта варёной колбасы: Полтавская и Купеческая. Вам какую?
– Мне Полтавскую.
– Спасибо за покупку. Приходите ещё.

Диалог №4

– Будьте добры, банку кофе и упаковку печенья «Беляевское».
– С вас сто пятьдесят рублей двадцать копеек.
– Замените, пожалуйста, печенье, упаковка порвала́сь.
– Нет, какую упаковку взяли, ту и забира́йте.

Диалог №5

– Дайте, пожа́луйста, полкилогра́мма бана́нов.
– Пожалуйста.
– А сколько стоит пучок редиски?
Пучок редиски стоит пятна́дцать рублей.
– Дайте два пучка редиски и один кабачок.
– С вас сто двадцать рублей.
– Возьмите. До свида́ния.
– Спасибо за покупку. До свида́ния.

Диалог №6

– Дайте, пожалуйста, Книгу отзывов и предложений.
– Возьмите Книгу отзывов у кассира. Там же есть ручка.
– Я напишу благодарность работникам магазина за хорошее качество товара и профессиональное обслуживание.

(разыгрывание ситуации, оценивание по системе "согласен – не согласен", обсуждение различных точек зрения)

2. Письменное задание: вставь буквы б-п

(написание благодарности в Книгу отзывов и предложений)

– Ребята, а вы знаете, как написать благодарность в Книгу отзывов и предложений?

Уважаемые ра□отники магазина «□родукты».
□лагодарим Вас за уважительное отношение к □окупателям и □огатый ассортимент □родуктов.
У□едительная прось□а: в отделе хлебо-□улочных изделий □родавать не только □атоны и хлеб, но и □улочки с □овидлом, □летёнки.

V. Итог урока

  • Чему учились сегодня на уроке?
  • Какое задание понравилось выполнять больше всего?
  • Когда наши знания могут пригодиться в жизни?

VI. Домашнее задание

самостоятельно составить благодарность в Книгу отзывов и предложений так, чтобы в тексте встречались слова с буквами б или п.