Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ. Тема: "Окно в окружающий мир. Охрана зрения"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Интеграция предметов: ознакомление с окружающим миром и ОБЖ.

Цели:

  • ознакомить со строением глаза, его функционированием, правилами гигиены зрения;
  • развивать творческие способности, критичность мышления, речь, умение работать в коллективе;
  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование:

  • таблица с вопросами;
  • шляпы (белая, чёрная, розовая, радужная);
  • таблица «Строение глаза»;
  • 4 листа бумаги;
  • фломастеры;
  • кисти и краски.

Учебник: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир». 4 класс. (Природа и человек).

Рабочая тетрадь: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир». 4 класс. (Природа и человек).

Класс разделён на 4 группы: Группы белой (информационной) и радужной (творческой) шляп готовились заранее. Чёрную («вижу только плохое») и розовую («вижу только хорошее») шляпы группы получают на уроке перед объяснением.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

– Прочитайте текст урока, определите, о чём будет сегодня говорить. (Об органах чувств.)

– Какие органы чувств вы знаете? О чём они нам сообщают? (Слух, обоняние, осязание, зрение.)

– С помощью какого органа чувств, по вашему мнению, человек воспринимает большую часть всей информации? (Глаз.)

– Поставьте цели урока. На какие вопросы мы должны найти ответы? (Дети, пользуясь таблицей С. Каплан, составляют вопросы: Какого строения глаза? Функции глаза? Какая взаимосвязь между органом зрения и другими органами чувств? Можно ли прожить без органов зрения?...)

II. Работа по теме урока.

Умеют они грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться,
Цветущим ромашкам и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
Но чтоб увидать волшебные сны,
Мы крепко скорее закрывать их должны.

– Как же устроен наш глаз? Каковы его функции? Об этом нам расскажет группа белой шляпы. Но прежде я раздам 2 оставшееся шляпы. Группа, получившая розовою шляпу, будет по ходу рассказа отмечать недостатки в строении глаза.

Выступление подготовленных учащихся.

(Первый человек рассказывает о строение глаза. Второй человек проводит практические задания. Выделенные слова записываются на доске и демонстрируются на таблице.)

Ученик 1. Глаз расположен внутри черепной коробки. Он имеет форму шара и называется глазное яблоко. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Она влажная , очень нежная, и даже небольшую пылинку, попавшую на неё, человек чувствует и стремиться удалить . Под роговицей расположена радужная оболочка.

Ученик 2. По окраске радужной оболочке людей называют голубоглазыми, зеленоглазыми и кареглазыми, если она тёмная. Посмотрите в глаз соседу. Определите цвет его радужной оболочки.

Учитель. Встаньте, голубоглазые, зеленоглазые , кареглазые дети.(Дети встают) В нашем классе больше всего детей с карими глазами. Это значит, больше детей восточной группы.

Ученик 1. Радужная оболочка ограничивает отверстие – зрачок, который регулирует проникновение света внутрь.

Ученик 2. Посмотрите на зрачок соседа. А сейчас мы выключим свет. Что вы заметили? (Зрачок стал больше.)

Это происходит для того, чтобы внутрь проникало больше света.

В центре радужки – зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет, наш зрачок
Станет сразу же широк.

Ученик 1. За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик. Для чего же он нужен?

Ученик 2. Посмотрим вдаль, а затем на кончик носа. Сразу ли вы увидели чёткое изображение? (Нет. Сначала изображение стало размытым.)

Ученик 1. Это происходит потому, что хрусталику необходимо изменить свою выгнутость и настроиться. Он помогает получить чёткое изображение на сетчатке, которая является «экраном», где отражается всё увиденное.

Изнутри весь этот дом
Выстлан будто бы ковром.
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.

Получение изображения идёт в мозг. У человека два глаза и смотрят они в одну сторону. Благодаря этому он может хорошо рассмотреть предметы, которые находятся впереди, и определять расстояние до них.

Ученик 3. Мы поняли, что глаз – важный орган чувств. А все жизненно важные органы человека защищены. Как же защищён глаз?

(Веко – закрывает глазное яблоко, увлажняет его, защищает его от яркого света и пыли; брови – брови обеспечивают защиту от пота, воды; ресницы – от пыли воды.)

(Пока дети отвечают, к изображениям глаза на листе ученик дорисовывает веко, ресницы, брови.)

Ученик 4. Но эта защита не может уберечь наши глаза от утомления. Поэтому необходимо делать зарядку для глаз:

Упражнение 1 (сидя):

  1. крепко закрыть глаза на 3-5 с;
  2. открыть глаза на 3-5 с.

Упражнение 2 (сидя):

Быстрое моргание.

Упражнение 3 (стоя):

  1. смотреть прямо даль;
  2. поставить палец по средней линии носа на расстоянии 25-30 см. Направить взгляд на палец 3-5 с. (Лечебное действие.)

Упражнение 4 (стоя):

  1. Закрыть веки;
  2. массировать глаза круговыми движениями в течении в течении 1 мин. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5 (стоя)

  1. палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см;
  2. смотреть обоими глазами на палец 3-5 с;
  3. левой ладонью закрыть левый глаз, смотреть на палец 3-5 с;
  4. убрать ладонь от глаз, смотреть обоими глазами на палец 3-5 с;
  5. палец правой руки на средней линии;
  6. правой рукой закрыть правый глаз;
  7. обоими глазами смотреть на палец.

Проделать каждой рукой 6-8 раз. Это укрепляет зрение.

Учитель. Итак, наш глаз устроен почти идеально. Группа розовой шляпы, какие положительные моменты в строении и приспособлении глаза вы увидели? (Видит в сумраке и на свету, распознаёт предметы вблизи на расстоянии, хорошо защищён, украшает человека…)

– Все ли так идеально? Может, природа что-то не предусмотрела? Своими мыслями по этому вопросу поделиться группа чёрной шляпы. (Не видит в темноте, мала дальность зрения, мал обзор, приходиться поворачивать голову, зрение портиться.)

Творческая работа на применение знаний.

Учитель. Давайте поможем природе и создадим существо с идеальным органом зрения.

(Работа в группах. Защита проектов.)

III. Закрепление изученного.

Учитель. Ребята группы радужной шляпы приготовили творческие задания, которые проверят, как вы поняли тему.

Ученик 1. Я приготовил пословицы со словом «глаз». Соедините фразеологизм с его значением.

Хлопать глазами   сильно удивляться
Глаза на лоб лезут   приятно смотреть на что – то
Глаза разгорелись   посмотри внимательно
Раскрой глаза   бессмысленно смотреть
Глаз радуется   захотелось получить

(Хлопать глазами – бессмысленно смотреть, глаза на лоб лезут – сильно удивляться, глаза разгорелись – захотелось получить, глаз радуется – приятно смотреть на что – нибудь, раскрой глаза – посмотри внимательно.)

– Давайте не будем на уроке хлопать глазами, и тогда глаз порадуется отметкам в дневнике.

Ученик 2. Глаза – зеркало души. Наши переживания можно показать глазами. Покажите глазами хитрость, испуг, ярость, кокетство.(Дети показывают.)

– Лучше всех с этим заданием справились…

Ученик 3. Я приготовил кроссворд, который покажет, как вы усвоили материал урока. Записав слова, вы получаете название главного чувства, позволяющего человеку познавать мир.

  1. Он регулирует попадание света внутрь глаза. (Зрачок.)
  2. Линза, меняющая свою выгнутость. (Хрусталик.)
  3. Экран в глазу. (Сетчатка.)
  4. Оболочка, которая бывает разноцветная и окружает зрачок. (Радужная.)
  5. Как изменяется зрачок в темноте. (Увеличивается.)
  6. Защищает глаз от яркого света и пыли. (Веко.)

(Получилось слово «зрение».)

IV. Физкультминутка.

Упражнение для глаз.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу посмотрим,
Чтобы видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле свои глаз.
Сил дадим им много – много.
Чтоб усилить в тысячу раз!

V. Продолжение работы по теме урока.

Чтение стихотворения о зрении.

Учитель. Известный писатель Максим Горький говорил: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая беда, она отнимает у человека 9\10 мира». Закройте на минуту глаза. Вот в такой темноте вы можете отказаться, если не будет их беречь.

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нём…
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Потемнеет чудный шарик.
Станет тёмным день во век,
И ослепнет человек.
А сейчас ведём мы речь,
Как глаза свои беречь.

– Как же нужно поступать, чтоб наши глаза всегда были здоровы?

– Давайте запишем то, что делать нельзя.

(Подготовленные дети читают стихи Л. Чуваковой, на доске появляются записи: «НЕ…».)

Ученик 1.

Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко.
Алёша вывески читал
Свободно и легко.
Он много книжек прочитал
Про войны, приключения.
При этом, видимо, не знал,
Что лёжа вредно чтенье.
В кровати любит он читать
И на большом диване.
Алёша как-то раз идёт:
Плывёт к причалу пароход –
Осталось метров 300.
А пароход всё ближе.
«Серов», – кричат вокруг
– А я не вижу, –
Сказал Алёша вдруг.
Все буквы у названья
Слились на расстоянье…
Жаль Алёшу, плачь, не плачь,
Но очки пропишет врач.
Напрасно ты, Алёша,
Читал так много лёжа.

(Запись на доске: НЕ ЧИТАЙ ЛЁЖА!)

Ученик 2.

Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться –
Девочка хорошая
Не должна лениться.
Маленькая Галочка от души старалась
Над тетрадкой новенькой
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка
Наклонялась бочком,
Помогала язычком,
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет Галин нос…
Пробежал за годом год
Тут родные увидали
Щурить глазки стала Галя.
Галя еле доску видит,
Что там пишут – не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль.
И врачи сказали: «жаль»,
В этом ты сама повинна.
Вот беды твоей причины:
Ты держала книжку близко.
Ты к письму склонялась низко.
Над тетрадкой над столом
Нагибалась крючком
Вот и стала близорука –
Эти и другим наука.

(Запись на доске: Что нужно делать, если почувствовали, что видеть стали хуже? (Сказать родителям и обратиться к врачу.) Врач назначит лечение или подберёт очки. Послушайте историю девочки Майи, что вы ей посоветуете?

Ученик 3.

Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
– Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
– Я не буду их носить!
Дети в школе будут часто
Называть меня «очкастой».

(Заслушиваются советы детей.)

– Случаются травмы и серьёзнее. Что неправильно сделал Вова?

Шилом узел на верёвке
Развязать решился Вовка.
Сорвалась рука, и шило
Глаз у Вовки повредило.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи –
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.

(Запись на доске: НЕ ИГРАЙ С ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.)

Ученик 4.

Получила двойку Алла
Слёзы капли из глаз.
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс,
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом,
Только чистеньким платком.

(Запись на доске: НЕ ТРОГАЙ ГЛАЗА ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ.)

Учитель. Какие «НЕ» вы ещё бы записали? (Не смотри долго телевизор; не играй долго на компьютере; не трогай взрывчатые вещества и т. д.)

(Разбор ситуации.)

– Внимание всех на уроке была группа… Они дали больше правильных ответов.

Тест «Как я забочусь о своих глазах».

Учитель. Но важно не только знать, но и выполнять все составленные правила. Проверьте себя, хорошо ли вы заботитесь о своих глазах. Если согласны с утверждением – пишите «да», если вы так не поступаете? – пишите «нет».

  • Всегда читаю сидя.
  • Делаю перерыв во время чтения.
  • Слежу за посадкой при письме.
  • Делаю уроки при хорошем освещении.
  • Делаю гимнастику для глаз, если чувствую, что глаза устали.
  • Часто бываю на свежем воздухе.
  • Употребляю в пищу растительные продукты.
  • Смотрю только детские передачи 2-3 раза в неделю.
  • Оберегаю глаза от попадания инородных тел.
  • Компьютером пользуюсь не более 30 мин. в день.

– Подсчитайте ответы «нет». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах и нужно задуматься о сохранении зрения.

VI. Итог урока.

– На какие из поставленных вопросов мы ответили?(Как устроен глаз, каковы его функции, как нужно заботиться о глазах.)

– Какие вопросы остались без ответов? (Какова взаимосвязь органа зрения с другими органами чувств? Существует ли прибор, выполняющий функции глаза? И т.д.)

– Где можно найти ответы на эти вопросы? (В книгах.)

– Что понравилось на уроке? (Отвечает тот, кому на голову наденут розовую шляпу.)

– Что не понравилось на уроке? (Отвечает тот, кому наденут черную шляпу.)

VII. Домашнее задание.

Перечитать с. 42-45, выполнить в печатной тетради с.17, №1, 5

Дополнительный материал

Примерно 20% выпускников российских школ страдают близорукостью (или миопией) – нарушением зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. Опасные периоды – 1 класс, т. к. возрастает нагрузка, и 11 лет – переходный возраст, дети активно растут. Появившись однажды, миопия не исчезает никогда.