Развитие творческих способностей детей через конструктивную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе модернизации российского образования приоритетным направлением государственной политики является «… обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей и интересов, реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного развития его личности, социального и профессионального самоопределения, творческих интересов, обеспечение условий и среды для реализации творческого потенциала детей по месту жительства».

В настоящее время в обществе и на рынке труда не хватает мобильной молодежи, способной к самостоятельному решению инженерных задач высокого уровня сложности. Выдвижения новых инженерных идей, способных принимать управленческие инженерно-технические решения и тактико-технические действия, призванной обеспечить выход страны на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчиво растущей экономикой, эффективным государством, стабильными социальными и политическими отношениями.

Именно в детстве закладываются предпосылки для овладения разных видов деятельности, т.к. через деятельность, ребенок может удовлетворить важнейшие человеческие потребности. В центре внимания – личность ребенка. « …В основе должны лежать игровые формы и методы. При соблюдении соответствующих условий занятия целесообразно проводить на базе сети учреждений дошкольного образования, с использованием возможностей общеобразовательных учреждений…» («О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Личность ребенка формируется всей системой педагогического процесса, построенного таким образом, чтобы в разных видах деятельности, организуемых в формах сообщества, ребенок как неповторимая индивидуальность, выбирая свой способ поведения в соответствии с социально значимыми задачами, испытывал удовлетворение от достижения задуманного, осознавал себя, как творца, как деятеля.

Поэтому на протяжении многих лет в основу моей работы по развитию творческих способностей детей легло конструирование из строительного материала – как составная часть игровой деятельности, представляющую собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Именно она формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, творческие способности, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развитие личности в целом.

Из опыта своей работы видно, что трудности работы с большим количеством строительного материала, а зачастую его отсутствие – приводит к тому, что эти занятия заменяются конструированием из бумаги или природного материала, многие воспитатели не владеют методикой руководства данным видом деятельности. Поэтому необходимо педагогам современных дошкольных учреждений пересмотреть свое отношение к организации данного вида деятельности.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, опосредованная деятельностью с предметами, речью, что способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.

Один из важнейших показателей конструктивной деятельности – умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт), находят общие признаки, сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ.

Развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга.

Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно исправлять ошибки. Узнают о геометрических телах: куб, брусок, пластина, призма. О числах, цифрах, номеров домов, последовательность счёта (четные и не четные числа).

Конструирование значимо в развитии речи. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет, они вместе обговаривают задуманную постройку, общаясь друг с другом, учатся правильно обозначать в словах название направлений (вверх, вниз, высокий, низкий и т.д.).

Сооружение постройки развивает у ребенка видеть прекрасное, ценить красивое, развивается эстетическое восприятие. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки.
Нельзя не коснуться взаимосвязи конструктивной деятельности и физического развития ребенка. Он постоянно находиться в движении (принести куб, конус и т.д.), а это развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве.

При этом формируются моральные качества личности (результат – забота о матрешках, животных, людях). Учатся совместно выполнять общую работу, распределять обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь. У детей воспитывается воля, сдержанность, самостоятельность, ответственность, настойчивость, высокий уровень самооценки и контроля.

И главное играть надо всерьез. Ведь ведущей деятельностью дошкольника была и остается игра, где проявляется активная деятельность воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, общение, формирование замысла и его развитие. Только тогда игра будет интересной и нам и взрослым, и детям, она станет не только средством формирования его умственных способностей, но и средством формирования отношений.

Оптимальным средством и формой воспитания неповторимой индивидуальной личности – является самостоятельность выполнения деятельности, создание неповторимых конструкций, а это говорит о сформированности деятельности творческого характера.