Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект

Разделы: Коррекционная педагогика


Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.( Советский энциклопедический словарь).

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Не случайно многие педагоги-психологи – В.В.Зеньковский, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин – считают игру основным средством социализации личности. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют.

В процессе игровой деятельности осуществляется: умственное воспитание детей (происходит развитие восприятия, представлений, обучение анализу, синтезу, сравнению предметов, их классификации по определенным признакам);

  1. физическое развитие (улучшается координация движений, ловкость, подвижность);
  2. нравственное воспитание (формируются навыки коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе);
  3. развитие речи детей (происходит расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной, познавательной функции речи);
  4. трудовое воспитание (формируются представления о труде взрослых, моделируются отдельные виды труда);

Игровая деятельность для ребенка с умственным недоразвитием значительно отстает в своем становлении и развитии, а сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения вообще не формируется. В связи с этим затрудняется формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, что создает дополнительные трудности в усвоении программного материала на учебных занятиях.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 20 VIII вида в 2009 – 2010 учебном году 65,9% обучающихся имеют легкую степень умственной отсталости; 11,7% - тяжелую степень и сложный дефект наблюдается у 22,3% учащихся. 19% обучающихся со сложным дефектом имеют речевые патологии тяжелой степени; нарушения опорно-двигательной системы у 9,4% учеников.

Легкая степень умственной отсталости Тяжелая степень умственной отсталости  Сложный дефект
65,9% 11,7% 22,3%
 Речевые патологии тяжелой степени Нарушения опорно-двигательного аппарата
19% 9,4%

Сенсорное недоразвитие детей с глубокой умственной отсталостью, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные мыслительные операции требуют проведения с данными обучающимися большой коррекционной работы.

В рамках инновационной деятельности в школе-интернате № 20 разработана и рецензирована программа по курсу «Игротерапия» для коррекции недостатков развития личности у обучающихся, имеющих глубокое нарушение интеллекта. Программа «Игротерапия» рассчитана на младший школьный возраст. В ней используются приемы и методы работы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей с глубокой умственной отсталостью.

Целью программы является коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности.

Программа включает в себя следующие виды игр:

  • подвижные и спортивные игры, игры малой подвижности;
  • настольные игры; игры с песком; сюжетно-ролевые игры;
  • настольное конструирование;
  • игры с использованием мягких модулей.

Основной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида является социализация обучающихся в обществе. Таким образом, занятия по игротерапии, при всем их разнообразии, имеют практическую направленность.

Формой организации являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В индивидуальном порядке проходят : игры с песком, настольное конструирование и настольные игры. Такие виды занятий, как сюжетно- ролевые, подвижные игры, игры с мягкими модулями предусматривают взаимодействие обучающихся между собой, поэтому проводятся в подгруппе.

Работая с обучающимися, имеющими сложные дефекты развития, педагоги испытывают большие трудности в организации учебно-воспитательной деятельности таких детей. Воспитанники представляют собой разнородную группу с органическими нарушениями центральной нервной системы, ярко выраженными нарушениями моторной сферы, с глубоким системным недоразвитием речи. Психические процессы не соответствуют возрастной норме, находятся на низком уровне развития. Эмоциональное состояние обучающихся крайне нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления от учебных занятий, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, выражающийся в нарушении поведения, капризах, ссорах. Преодолевать эмоциональное напряжение помогают игры «Рычи, лев, рычи», «Можно и нельзя», «Рисуем настроение».

Развитие мелкой моторики пальцев подготавливают почву для последующего формирования речи. На каждом уроке ежедневно необходимо уделять три-четыре минуты на упражнения с обязательным речевым сопровождением. В ходе «пальчиковых игр» обучающиеся, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность обучающимся ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Также в системе необходимо проводить: 

  • артикуляционные разминки;
  • игры на развитие фонематического слуха, такие как «Ветерок», «Эхо», «Необычная песенка»;
  • логопедические минутки (по рекомендациям логопеда);
  • речевые подвижные игры в соответствии с тематикой уроков (Например: в разделе «Осень» проводятся игры «По листочкам я шагаю», «Осень в гости к нам пришла»; знакомясь с понятиями «Одежда и обувь» - игра «Одеваемся на прогулку»; знакомясь с зимними месяцами и приметами зимы - игры «Мы погреемся немножко», «Зимой» и т.д. )

Целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении. Например, используя игру «Фокусник», обучающиеся отрабатывают навык порядкового счета. В игре «Дотронься до…» закрепляются представления об основных цветах, форме, величине предметов.

Таким образом, при подборе игр к урокам необходимо учитывать следующие моменты: содержание игр должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития обучающихся;

  • подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: развитие координационных способностей, мелкой и крупной моторики;
  • в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.