Применение современных технологий на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Современный учитель понимает: невозможно интересно, результативно провести урок с опорой лишь на мел и доску. Сегодня педагог просто обязан овладеть интерактивными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребёнка – право на качественное образование.

Необходимость и эффективность применения ИКТ на уроках русского языка обосновывается не только целью повышения уровня мотивации ученья, совершенствованием навыков грамотного письма учащихся, но и психологической подготовкой подростка к полноценному существованию в современном «информационном» обществе.

Электронная техника на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

При тщательном продумывании плана урока учитель сталкивается с объективными трудностями: как построить урок, чтобы интерактивные средства ни в коем случае не выступали механической заменой классической доски.

В качестве иллюстрации предлагается урок в 8 классе по теме: «Безличные предложения».

Планирование урока построено с учётом подготовки восьмиклассников к итоговой аттестации по русскому языку. Характер заданий предполагает проверку теоретических и практических знаний, связанных с разделом «Синтаксис».

Данная разработка урока демонстрирует применение интерактивной доски, мобильного класса (ноутбуков) в подготовке к ГИА, ЕГЭ как один из эффективных способов достижения результативности.

Благодаря органичному и логичному привлечению электронной техники на этапе проверки домашнего задания, учитель имеет возможность дифференцировать работу учащихся, продуктивно использовать время, включив попутное повторение трудной орфограммы, а также тему: «Виды связи в словосочетании», представляющую трудность при решении экзаменационных КИМов. Использование компьютерной технологии способствует совершенствованию дифференцированно метода обучения на уроках русского языка. Ведь зачастую учитель планирует урок, рассчитанный на «среднего» ученика. В результате потенциал детей с высокими учебными возможностями оказывается невостребованным, а ребята со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках.

На этапе проверки домашнего задания, учащиеся Гр.1. и Гр2. работают на интерактивных средствах - учителю предоставляется возможность индивидуально «пообщаться» с ребёнком, испытываемым затруднения с выполнением домашнего задания. Поурочное использование техники предполагает закрепление изученных орфограмм и пунктограмм, развитие зрительной памяти учащихся. У детей вырабатывается точность, аккуратность.

На сложном этапе урока: усвоение новых знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний - когда необходимо сфокусировать внимание, интерактивная доска является мощным ритмическим организатором. В качестве оппонентов могут выступать учащиеся. Таким образом, дети развивают навыки самостоятельной работы, закрепляют учебный материал, повышается уровень мотивации, воспитывается культура пользователя, совершенствуются умения самостоятельно добывать знания.

Учителю наверняка удалось найти психологический ключ к восприятию предмета. По мнению психологов, высшие психические функции или базовые способности возникают и развиваются только при усвоении личностью не сведений, а межличностных отношений. В данном случае отношения «ученик – учитель» приобретают иную психологическую окраску: идёт сотрудничество на основе одобрении, поддержки, доверия и уважения. Подросток способен «сотворить» электронный продукт. Следует иметь в виду, что отработка навыков безошибочного решения теоретических и практических заданий, предполагает и усиленную работу над речевой деятельностью учащихся. Главное, урок стал начинаться на перемене. Появилось желание работать.

Ребята самостоятельно составляют тесты, проверяющие теоретические и практические знания. Предлагаются разумные советы относительно совершенствования принципа технического выполнения заданий, музыкального сопровождения, на котором высветится оценка за работу на доске. И очень важно, что в этой ситуации идёт речь не только о технических тонкостях программы, но и об эстетическом оформлении программы. Возможности работы с интерактивной доской велики:

  • работа с текстом и изображениями;
  • создание заметок с помощью электронных чернил;
  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С: Репетитор. Русский язык», «Фраза» и др.;
  • коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
  • демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;
  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Преимущества новых технических средств очевидны, и рано или поздно любой учитель встанет перед проблемой внедрения в учебный процесс компьютерной системы обучения.

Применение электронной техники на уроке русского языка – это не только ответная реакция на сдвиги, происходящие в мире, но и существенное изменение в содержании обучения, новое средство самовыражения. Совместное творчество учителей школы, межпредметные связи выступают не как дежурный «показушный» приём для открытого урока, а как совершенно естественный элемент интеграции знаний предмета.

Положительные аргументы:

  • Доступность сложного материала
  • Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
  • Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
  • Классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;
  • Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
  • Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;
  • Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
  • Возможность выхода за рамки школьной программы;
  • Повышение мотивации учащихся к учению;
  • Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
  • Строгое соблюдение САНПИНА.
  • Пополнение методической копилки учителя,

Отрицательные аргументы:

  • Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока.

Следует отметить, что, согласно требованиям САНПИНа, необходимо помнить об ограничении в использовании электронной техники. В связи с этим на этапах закрепления нового теоретического материала нецелесообразно привлекать компьютер. Русский язык – письменный предмет, предполагающий совершенствование грамотного письма. И это правило остается доминирующим даже при активном использовании интерактивных средств обучения на уроках.

Методы и приёмы использования компьютерных технологий

  • Объяснительно-иллюстративный метод.
  • Исследовательско-поисковый метод.
  • Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  • Метод проекта

Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.

Таким образом, информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательная:

Обобщение и закрепление изученного материала раздела «Синтаксис»:

  • безошибочное определение видов связи в словосочетании; умение вычленять словосочетания из предложений, характеризовать их
  • совершенствование умений различать двусоставные и односоставные предложения, безошибочно определять виды сказуемых и типы односоставных предложений;
  • попутное повторение орфограммы -Н- -НН- в разных частях речи;
  • совершенствование навыков решения заданий КИМов ГИА, ЕГЭ.

Развивающая:

  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • Развитие мышления: умение анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать, определять и объяснять понятия.

Воспитательная:

Воспитание эмоциональной культуры, понимания высокой музыки, философской или лирической глубины художественного полотна; формирование здорового миропонимания.

Используемые интерактивные средства: интерактивная доска, мобильный класс (ноутбуки), продукции инновационных учебно-методических комплексов.

Ожидаемые результаты:

  1. Достижение дидактической, развивающей, воспитательной целей урока.
  2. Закрепление и развитие общеучебных умений.
  3. Воспитание и совершенствование навыков самостоятельной работы в поисках познавательного материала.
  4. Продуктивность деятельности учащихся благодаря экономии времени посредством использования компьютера.
  5. Дифференцированная работа обеспечит прочность в усвоении дидактического материала учениками разных уровней учебных возможностей.
  6. Рациональное использование времени позволит высвободить время ученика для творческой работы в домашних условиях, что является немаловажным фактором в оздоровлении детей.
  7. Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.
  8. Творческое сотрудничество ученика и учителя.
  9. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика, экспериментирования и совершенствования умений навыков.
  10. Утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся.
  11. Воспитание компьютерной культуры подростка.
  12. Психологическая подготовка детей к «информационному» веку.
  13. Объективность в оценке знаний учащегося.
Этапы урока с применением интерактивных средств обучения Деятельность учащихся на уроке Деятельность учителя на уроке Функции интерактивных средств

1. Организация начала занятия

Запись даты и темы, целей урока. Внимательное прослушивание установки учителя на выбор форм, методов, оборудования урока. Проверка рабочего состояния ноутбуков.

Осуществление оргмомента: объявление темы, целей урока. Информирование класса о работе с мобильным классом, по группам).

Организация дифференцированного обучения

2. Проверка выполнения домашнего задания

  • проверить усвоение предыдущего материала посредством проверки дом.задания «слабыми учениками»(индив.)
  • провести попутное повторение трудной орфограммы –Н- -НН- в разных частях речи на ноутбуках (гр.2)
  • графическое обоснование выбора-Н- НН- с дополнительным грамматическим заданием на интерактивной доске (гр.1)

Ответы на классной доске и интерактивной доске проверяются всем классом (самопроверка с помощью шторки интерактивной доски)

Консультанты задают теоретический вопрос ученикам, работавшим у доски,

На данном этапе благодаря интерактивным средствам учитель имеет возможность построить работу с учениками по трем группам: а) индив. б) гр.1, в) гр.2 (приложение №1).

Необходимо продумать объем и характер заданий таким образом, чтобы дети одновременно закончили работу. Результатом этого этапа является закрепление тем: «Односоставные предложения», «Виды словосочетаний», «Правописание –Н- -НН- в разных частях речи» .

Учитель выставляет оценки в журнал за работу на ноутбуках (гр.2).

Осуществление дифференцированного обучения

Использование «шторки» интерактивной доски.

3. Подготовка к основному этапу занятия

(Гр. 1) Работа в тетради: Составление предложений односоставных на тему: «Экология языка и природы» с опорой на лексику из дом. упражнения или орфографической работы из попутного повторения. Употребление безличных предложений неизбежно.

Задача учителя подвести детей к частотному употреблению односоставных предложений в письменной и устной речи.

Логическим переходом к этапу усвоения новых знаний является тематическая связь между этапами урока (тема экологии). Таким образом, учитель органично реализует развивающую и воспитательную цели урока.

Составление предложений типа: На чистом воздухе дышится легко. Необходимо бережно относиться к родному языку - позволит подготовить класс к восприятию нового материала.

 

Отключение интерактивных средств в связи с соблюдением требований САНПИНа.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Обращение к методу проектов при изучении новой темы (защита презентации) повышает интерес учащихся к теме. Опережающее обучение с использованием компьютерной техники развивает умение ученика самостоятельно добывать знания на основе наглядного примера, показанного учителем на предыдущих уроках по изученным темам. Одноклассники активизируют внимание, для того чтобы задать наводящие вопросы для прояснения неточности, нечеткости в объяснении новой темы Возможна постановка местоимения 3л. ед.ч.по окончанию глагола –ет. Почему данное предложение безличное?

Благодаря вопросам, зачастую предполагающим очевидные ответы при использовании метода проекта, происходит осознанное, глубокое понимание новой темы.

Знание односоставных предложений (определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных) допускает целесообразность использования проектного метода. Проектная деятельность — один из лучших способов совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Учитель создает атмосферу сотрудничества, доверия, доброжелательности (приложение №2)

Компьютер представляет источник учебной информации, развивает умения самостоятельно добывать знания, создает игровую среду (ученик выступает в качестве учителя).

На этом этапе интерактивная доска – мощный визуальный концентратор, ритмический организатор.

5. Первичная проверка понимания

Учащиеся гр.1 подбирают свои примеры по заданным группам в зависимости от значений.

Учащиеся гр.2 распределяют примеры из параграфа по группам в зависимости от значений

Дифференцированным методом учитель координирует работу детей в усвоении теоретического материала новой темы для перехода к этапу закрепления практических навыков.

Цель: закрепить лексические значения безличных предложений.

Данный этап урока, характер заданий не оправдывает необходимость привлечения электронной техники.

 

6. Закрепление знаний и способов действий

Дифференцированная работа:

Гр.1 на сигнальных карточках.

Гр.2 упражнение № 134 (учебник)

Специфика предмета предполагает совершенствование зрительной памяти, культуру работы с учебником, прописывание обязательного количества слов на уроке в рабочее тетради. Этот традиционный метод обучения не должен разрушаться использованием современных технологий.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут

7. Обобщение и систематизация знаний

Обоснование морфологических особенностей безличных предложений -

Вопросы на выявление трудностей в усвоении видов односоставных

Интерактивная доска – мощный визуальный концентратор, ритмический организатор. Активизация зрительной памяти, интерес к предмету не ослабевает

8. Контроль и самопроверка знаний

Гр.1 на ноутбуках.

Гр2. по пособию С.И. Львова, И.П. Цыбулько: «Русский язык. Сборник заданий» (№526-532) в формате ГИА.

(Самопроверка учениками гр.2 –ответы открываются с помощью ширмы интерактивной доски).

Результаты работы гр.1 выдает компьютер.

Результаты работы гр.2 открываются «ширмой» интерактивной доски.

Учитель выставляет оценки в журнал, опираясь на самооценку учеников.

(приложение №3)

С помощью компьютера учитель быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявляет знание и незнание обучающихся Обеспечивает индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Дифференцированный подход в осуществлении проверки усвоения материала. Тестовый контроль формирует основополагающие знания школьного курса, отрабатываются учебные умения и навыки. С помощью компьютера учитель быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявляет знание и незнание обучающихся.

9. подведение итога урока

Развитие монологической и диалогической речи. Совершенствование высказывания научного стиля

Характер ответов учащихся позволит определить: достигнуты ли цели, задачи урока

 

 

10. Рефлексия

Запись в конспект тезисов – «подсказок» темы благодаря использованию цветного пера

(Демонстрация и комментирование собственной продукции на изучаемую тему с использованием графики (приложение №4).

Создание благоприятного психологического климаат на уроке, сохранение интерес детей к предмету, поддерживание условий для самовыражения учащихся.

11. Информация о домашнем задании

Гр.1Творческая работа «Экология языка» с грамматическим заданием: использование односоставных предложений.

Гр.2Выписать односоставные предложения разных видов из повестей Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Шинель» (по2 предложения).

 

Выполнение дом работы - это продолжение урока, этап самостоятельной работы по изученной теме. Целесообразно предлагать задания с элементами творческой работы. Обращение к текстам художественной литературы способствует развитию внимательного отношения к слову и пониманию единства литературы и русского языка. Дифференцированная работа в зависимости от степени сложности заданий -это подготовка каждого ученика к написанию сочинений ГИА по русскому языку (приложение №5)

Применение компьютерной технологии на уроках позволяет формировать ключевые компетенции учащихся, прочно усвоить материал урока, в результате чего изыскивается возможность в домашних условиях повысить уровень своих знаний с опорой на художественный текст, самостоятельно работать над обогащением словарного запаса, овладением нормами литературного языка, развитием навыков написания сочинения.

Конспект занятия.