Изобразительное искусство Башкортостана в годы Великой Отечественной войны. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: ознакомить обучающихся с вкладом художников в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • познакомить учащихся с исторически значимыми для республики датами и событиями, прививать интерес к истории,
  • рассказать о патриотизме, героизме людей искусства;
  • формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Зрительный ряд: Слайдовая презентация урока.

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Просмотр слайдовой презентации с использованием новых информационных технологий обучающимися.
  4. Закрепление пройденного материала.

Ход урока

Учитель: Эпиграфом для сегодняшнего урока я выбрала отрывок из стихотворения М.Карима «Я ухожу товарищи на фронт». Учитель читает под музыку отрывок

Я ухожу, товарищи, на фронт,
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Чтоб нашим девушкам краса осталась,
Чтоб наш Урал всегда стоял — могучий,
Чтоб над Белой не сгущались тучи.
Мустай Карим (слайд 1)

Учитель: Как вы уже догадались мы поговорим на тему Великой Отечественной войны, в частности о художниках Башкортостана в годы Великой Отечественной войны.

Учитель: Тема нашего урока: «Изобразительное искусство

Башкортостана в годы Войны» (слайд 2)

Слово учителя: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы людей. Во время Великой Отечественной войны многие деятели культуры уходили на фронт, среди них были и художники. Они, участники самой страшной на земле войны, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с фашистскими захватчиками. Благодаря их работам поколения могут увидеть воинов - героев.

Картины о Великой Отечественной войне рассказывают о героических битвах на фронтах нашей Родины, о тяжелой жизни народа в тылу, о злодеяниях фашистов.

Графика Башкортостана в годы войны ( слайд 6)

В первые дни после начала войны на стенах домов появились призывные плакаты. В больших по размерам листах изображения конкретных мотивов из фронтовой или тыловой жизни сочетались с возвышенными по тону призывами и надписями. Часто использовались фотографии, раскрашенные сатирические рисунки, выполненные в форме аппликации. В возникшее в годы войны понятие помощи фронту со стороны художников входил и такой жанр, как фронтовая зарисовка. Это были быстрые карандашные и акварельные наброски, портреты отличившихся бойцов, раненых, находившихся на излечении в госпиталях, медицинских работников.

Среди них замечательные циклы портретных и жанровых карандашных зарисовок на героическую тему А.П. Лежнева «Боец Хафизов», «Политрук Минибаев» ( 1942 г.) ,

Г.Ш .Имашевой «Капитан Хакимов», «Сборочный цех Сталинградского тракторного завода», «Гвардии капитан С.Сабиров» ( 1943г .)

Особенно выделяется из этого ряда «Портрет гвардии старшего лейтенанта К. Нарбекова» Г.Ш. Имашевой ( слайд 7 )

Галия Шакировна Имашева (слайд 8)

Народный поэт Башкирии Мустай Карим в одном из интервью так определил творчество мастера: «Г. Ш. Имашеву я отношу к тем театральным художникам, которые умеют вникнуть в суть произведения. Мне близка её манера работы своей подлинностью, искренностью. Имашева своим искусством не отвергает драматур­гию, а как бы соперничает с драматургом языком пластики во имя утверждения его позиций, мыслей».

«Портрет гвардии старшего лейтенанта К.Набекова» (слайд 9)

Из мягких контурных линий, прозаичных тонов карандашной растушевки возникает здесь красивое лицо молодого воина, освещенное ясной, доброй улыбкой. Чуть более плотный штрих обозначает объем лба, впадины глаз, плотные складки в углах рта. Представленный образ притягивает жизнелюбием своей натуры. Но аскетическая простота походной одежды – зимний полушубок и шапка – ушанка со звездой вносят в это изображение оттенок мужества и суровости

С.В. Шишков (слайд 10)

Сергей Васильевич Шишков художественное образование получил в Московском художественном училище . С началом войны он направился на фронт, был награжден там несколькими медалями, в 1942 году был тяжело ранен и долгое время провел в Муромском фронтовом госпитале. После войны работал на Белорецком металлургическом комбинате, сочетая обязанности инженера- проектировщика с творческой работой в графике, в сложной технике монотипии.

Большой цикл произведений с изображением участников войны, часто соседей по госпитальной палате, создававшихся под непосредственным впечатлением пережитого, остался у художника от военной поры. Эти небольшие по форматам листы, выполненные в технике карандашного рисунка, энергичными, плотными контурами и штрихами, могут показаться сегодня внешне непритязательными.

«Медсестра Катя» (слайд 11 )

Строгость белого халата и платка, скрывающего волосы, не мешает почувствовать прелесть живого характера, обаяние скромной, умной девушки.

А.Т.Платонов (слайд 12)

Всю войну прошел Алексей Трофимович Платонов. Воевал на западной Украине, на Дону, на Орловско – Кургской дуге, под Сталинградом, учавствовал в освобождении сорока двух тысяч пленных в концлагере Фришнерунг, затем в расследовании фашистских зверств в этом лагере. Между боями, в минуты относительных передышек занимался творчеством. Источником его натурных зарисовок, выполненных карандашом или акварельною, были непосредственные фронтовые впечатления самого художника, суровые военные мотивы: тяжелые фронтовые дороги, остовы дымящихся многоэтажных домов, сюжеты фронтового быта.

«Автопортрет» А.Т.Платонов (слайд 13)

Это крепкий человек с крупными, несколько резковатыми чертами лица, одетый в военную гимнастерку. Пристально, чуть исподлобья смотрит он прямо на зрителя. И в позе бойца, и в энергичном, волевом выражении его лица с упрямо сдвинутыми губами проступает активное начало, большая внутренняя сила.

Рауль Гатауллович Гумеров (слайд 14)

Р.Г.Гумеров 1911 года рождения, коренной уфимец, учился в художественном отделении техникума искусств в родном городе, где учителя были Касим Девлеткильдеев, Александр Тюлькин. Рауля Гумерова , участника Великой Отечественной войны, интересовали героическое прошлое Башкортостана, судьбы его отважных сыновей

auto

Р.Г. Гумеров «Освобожденный Смоленск» (слайд 15)

Глазам зрителей предстают в обгоревших руинах, но по-прежнему величественные и прекрасные старинные города. Как раны на живом теле, ощущаются провалы окон и выбоины в стенах зданий, щемяще редкие, одинокие на пустынных улицах фигурки людей, вынесших на себе тяжесть жизни в осажденных городах. Но робкие лучи солнца, начинающие прогревать землю, его ровный неяркий свет вносит тихую ноту радости в эти драматические картины, этот свет кажется предвестником возрождения мировой жизни.

Р.Г. Гумеров «Переправа через Березину» (слайд 16)

Работа выполнена гуашью в серебристо-темных тонах. Изображает тяжелые фронтовые будни. Опустошенная боями земля, готовящиеся к переправе артиллерийские орудия, автомашины, вездеходы, чуть намеченные темные фигуры людей, начинающий рассеиваться утренний туман над рекой, перерезанной прерывистой лентой понтонной переправы, нависшее над ней сумрачное небо, уходящее вглубь пространство-все полно внутренней напряженности, настороженной тишины, и в каждой из этих деталей безошибочно узнаются суровые военные дни.

Живопись Башкортостана в годы войны ( слайд 17 )

Александр Эрастович Тюлькин ( слайд 18)

Видный художник, тончайший живописец, воспитанник старой казанской художественной школы, Александр Эрастович Тюлькин большую часть своей сознательной жизни прожил в Уфе (он родился 30 августа 1888 года, умер 18 марта 1980 года, похоронен на Южном кладбище Уфы) и более всего своих произведений посвятил этому городу.

i?id=6676051-06

А.Э. Тюлькин «Тишина» ( слайд 19)

В «Тишине» показан кусочек городской окраины с угловой частью покосившегося домика на высоком речном берегу, крошечным палисадником с цветущими мальвами. Сочная, свежая живопись картины, сияющая разноцветными оттенками, созвучна настроению людей, радующихся началу мирной жизни.

А.Э.Тюлькин «Праздник на окраине» (слайд 20 )

Картина построена по типу кадра: рамой срезан дом, стоящий на обрывистом берегу реки, только небольшая часть его видна из-за рамы холста. Весь первый план занимает неглубокое пространство тихого двора, ограниченного темным забором с резными старинными воротами и приоткрытой калиткой, одного из многих уфимских дворов, где и сегодня сохраняются следы ушедшего времени.

А.Э.Тюлькин «Голубец» ( слайд 21)

Картина печальна. Печально пасмурное, с редкими бледно-голубыми просветами небо, низко нависшее над проселочной дорогой, пустынное поле с островками ярко-зеленых озимых всходов вдали. Не связанная прямо с военной темой , картина заставляет каждого задуматься о боли и утратах, переживаемых людьми, она невольно говорила о том, какой дорогой ценой отвоевывает народ свой мир и покой.

Анатолий Петрович Лежнев ( слайд 22)

Яркое документальное отображение событий военных лет представляют собой замечательные циклы портретных и жанровых карандашных зарисовок на героическую тему А.П.Лежнева «Боец Хафизов», «Политрук Минибаев»

Андреев Владимир Петрович ( слайд 23)

Живописец, график. Родился 24.07.1910 года в г. Уфе. Жил и работал в г. Уфе. Умер 24.10.1955 года в г. Октябрьский, похоронен в г. Уфе БАССР. Специальное образование: художественное отделение Башкирского государственного техникума искусств (1930). Член СХ СССР с 1937 года. С 1930 года – участник республиканских, межобластной, декадной и всероссийских выставок. Награды: Орден «Знак Почета» (1955).

auto

Г.С.Мустафин ( слайд 24)

Грустной интонацией проникнут «Портрет связистки». Задумчиво –печально лицо и поза сидящей вполуоборот к зрителю девушки в накинутом на плечи полушубке, видимо, ненадолго оторвавшейся от работы, говорят о большой усталости и о глубоком чувстве ответственности за свое нелегкое дело. Привлекательная своей скромностью, душевной чистотой, нежностью, она в то же время покоряет зрителя и мужеством, и внутренней твердостью. Приглушенные сочетания золотисто-коричневых оливковых тонов, мягкая светотеневая моделировка соответствует общему настроению портрета

Р.У. Ишбулатов «Праздник Победы» ( слайд 25)

Грустной интонацией проникнут «Портрет связистки». Задумчиво –печально лицо и поза сидящей вполуоборот к зрителю девушки в накинутом на плечи полушубке, видимо, ненадолго оторвавшейся от работы, говорят о большой усталости и о глубоком чувстве ответственности за свое нелегкое дело. Привлекательная своей скромностью, душевной чистотой, нежностью, она в то же время покоряет зрителя и мужеством, и внутренней твердостью. Приглушенные сочетания золотисто-коричневых оливковых тонов, мягкая светотеневая моделировка соответствует общему настроению портрета

Картины, которые рассказывают нам о войне, явились важным этапом в истории башкирской художественной культуры.

В полотнах художников военного времени: тяжелые будни жизни на фронте и тылу, преодоление невзгод, ранений, физических страданий. С их портретов глядят на нас мужественные люди, изображенные с необычной теплотой.

Картины являются живыми документами тех лет. (слайд 26)

Вопросы для закрепления, пройденного материала:

  • назовите авторов картин ( слайд 26) и (слайд 27)

Создавая эти картины, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

( слайд 28) Картины, которые рассказывают нам о войне, явились важным этапом в истории башкирской художественной культуры.

В полотнах художников военного времени: тяжелые будни жизни на фронте и тылу, преодоление невзгод, ранений, физических страданий. С их портретов глядят на нас мужественные люди, изображенные с необычной теплотой.

Словарь терминов: ( слайд 29)

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - искусство, создающее изображения видимого мира на плоскости или в пространстве. К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, художественная фотография
  • ГРАФИКА – один из видов изобразительного искусства, произведения, исполняемые на бумаге с помощью карандаша, туши, угля, акварельной кисточки или печатной машины.
  • ЖИВОПИСЬ – вид изобразительного искусства, художественное изображение предметного мира красками на какой – либо поверхности
  • КОМПОЗИЦИЯ – построение произведения, взаимосвязь его важнейших элементов, от которых зависит весь его смысл и строй.
  • ЭСКИЗ - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
  • ЭТЮД – произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения.

(Слайд 30 ) Война не забыта еще и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться;

Список литературы:

  1. Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана_ Уфа: Китап, 2002.- 172 с.
  2. Бадретдинов С.М. Зов родной земли. Очрки. Уфа: Китап, 2004. – 192 с.
  3. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 128 с.
  4. Самситова Л.Х. Реалии башкирской культурыю Уфа: Китап, 2006. -216 с.: ил.
  5. Культура Башкортостана. Учебник для 9 класса/ С.А.Галин, - Уфа: Китап, 2008.- 312с. : ил.