Неполные квадратные уравнения. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные: расширение и углубление знаний учащихся о решении уравнений; организация поисковой деятельности при решении неполных квадратных уравнений; совершенствование вычислительных навыков.

Развивающие: развитие умения приобретать новые знания; использование для достижения поставленной цели уже полученные знания; формирование умений применять приемы: наблюдения, сравнения, систематизации и обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; расширять математический и общий кругозор, развивать устную математическую речь и навыки нестандартного мышления.

Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; выработка желания и потребности обобщать полученные факты и знания; развитие самостоятельности и творчества.

Оборудование: компьютер, экран, проектор. Задания для самоконтроля на 3 варианта, раздаточный тестовый материал, раздаточный игровой материал: – домино; – лото, разноуровневые карточки.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (объяснение игрового замысла).
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание, решаются проблемные задачи; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий.
  4. Итог игры, подведение итогов урока.
  5. Творческое домашнее задание.
  6. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы попробуем приобрести знания тремя путями, используя слова Конфуция. Слайд 1

“Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький”. Конфуций.

На протяжении урока каждый из вас за верный ответ при фронтальном опросе получит фишку в виде квадратика, полученные оценки: при взаимопроверки, самоконтроле, поставленные учителем, всё это заносится в учётную карточку.

Ф.И.  
Число фишек  
Найти приведённые кв. уравнения  
№513  
Соответствие  
Работа в группах по 3 чел.  
тест  
Найди ошибку  
р/ур карточки  
Математический диктант  
№515  
Домино или лото  
Итоговая оценка  

Итак, приступим к работе.

Устный счёт: (слайд 2)

Решить линейные уравнения: х+3=0, 2х=0, 5х+7=0, 3х+5=2(х – 4)

Сколько решений имеет уравнение х2=а, данное уравнение линейное? Почему? Как оно будет называться?

Найдите корни данных квадратных уравнений: (х-5)(х+3)=0; х2-25=0; 4х2-9=0; 5х2=0

Такие уравнения называются неполными квадратными уравнениями, а почему мы сегодня выясним на уроке слайд 4 Тема нашего урока: Неполные квадратные уравнения. Цель: Знать общий вид квадратного уравнения, уметь находить приведённые и не приведённые квадратные уравнения, а также уметь решать неполные квадратные уравнения. Cлайд 5

История  возникновения   квадратных уравнений. 

А) Индия.   Задачи  на квадратные  уравнения  встречаются уже в   499 году

В Древней Индии были распространены   публичные соревнования в решении  трудных задач В одной из старинных  индийских книг   говорится по поводу таких соревнований следующее; Как солнце блеском своим затмевает   звезды так ученый человек  затмит славу другого в народных собраниях предлагая и   решая алгебраические задачи” Часто они были   в стихотворной форме

Древний  Вавилон. Необходимость решать уравнения не только первой но и второй   степени еще  в древности  была вызвана потребностью решать задачи связанные  с нахождением площадей земельных участков и земляными работами военного характера  а также  с развитием  астрономии и самой математики  Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет  до Н.Э. вавилоняне. Но   решения были  только в виде рецептов, и отсутствовало  отрицательное число и общие методы решения квадратных  уравнений.

Числа а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения, Число а называется первым коэффициентом, в – вторым коэффициентом, с – свободное число.

В каждом из уравнений вида ах2+вх +с =0, наибольшая степень переменной х – квадрат. Отсюда и название – квадратное уравнение.

Квадратные уравнения в котором а=1,

Например: 2х2+7х -3=0 (не приведённое), х2 + 3,5х – 1,5=0(приведённое)

а=2; в=7, с=-3 а=1, в=3,5, с=-1,5

-2х2+8х-4=0 Какое это уравнение? Сможете ли вы его сделать приведённым? Назовите его коэффициенты.

Работа индивидуальная по карточкам (проверяет учитель) Отметить знаком “+” приведенные квадратные уравнения

Устно №513 назвать коэффициенты а) и д).

Самостоятельно №513 (взаимопроверка запись ответов на доске).

а) 5; -9; 4 г) 1; 5; 0
б) 1; 3; -10 д) 6; 0; 30
в) -1; -8; 1 е) 9; 0; 0

Вы заметили, что есть квадратные уравнения, в которых коэффициенты в или с раны о, или оба равны нулю. В таком случае квадратные уравнения называют неполными. Слайд 8

Карточка на соответствие(проверяет учитель) Указать соответствие и подчеркнуть не полные квадратные уравнения

1 2+4х -5=0 -5;0;9
2 Х2-9х=0 3;4;-5
3 -5х2+9=0 1;-9;0
    5;0;-9

Работа в группах по 3 человека (на конкретных примерах учащиеся должны рассмотреть решение всех видов неполных квадратных уравнений (Реши сам, объясни товарищу, не можешь попроси товарища разобраться)) (взаимопроверка)

№1
  1. Какие уравнения называются квадратными?
  2. Какой коэффициент в уравнении ах2+вх=о равен нулю?
  3. Как решаются уравнения вида ах2+вх=0

Решить уравнения:

1)3х2-4х=0, 2) 7х2+5х=0

 

№2
  1. Какие квадратные уравнения называются неполными?
  2. Как решаются уравнения вида ах2+с=0?
  3. Всегда ли уравнение ах2+с=0 имеет корни?

Решить уравнения:

1) 1– 4х2=0, 2) 3х2-2=0

 

№3
  1. Какой коэффициент равен нулю в уравнении ах2=0?
  2. Как решаются уравнения вида ах2 =0?
  3. Какие квадратные уравнения называются неполными?

Решить уравнения:

1) 5х2=0, 2) -2,7х2=0

Слайд 9 (сильный ученик с помощью слайда объясняет решение неполных квадратных уравнений)

Тестовая работа (проверяет учитель) Решить уравнения:

1. х2-х=0 а) 0; -1 б) -1; 0
2. 4х2+2х=0 а) 0; – б) 0; 2
3. 4х2-9=0 а) ±; б)
4. Х2+16=0 а)±4; б) нет решений

Физминутка Слайд10

Уравнение

Когда уравнение решаешь дружок,
Ты должен найти у него . . . (корешок)
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в . . .(уравнение) его осторожно
Коль верное . . . .(равенство) выйдет у вас,
То . . .(корнем) значение зовите тот час.

Найди ошибку Слайд 11 (фронтальная работа)

1) 2x2 – x = 0

x (2x) = 0

2) 4y2 = y

4y = 1

3) 4x2 = 0

x = 4

4) x2 – 1 = 0

x = 1

Творческие задания (дифференцированное обучение)

При каких значениях а, уравнение является неполным квадратным? (обучающиеся на “5”)

Напишите это уравнение и решите его.

А) 2х2-(а-3)х-5а=0;
Б) Зх2-(2а+4)х+2а=0;
В) (а-1)х2 + (а+2)х-3=0;
Г) (3a+6)x2 + (a-3)x+2a-6=0.

Карточки-подсказки (обучающиеся на “3”)

Алгоритм решения решить
Перенести неизвестное в одну сторону, известное в другую 2-5=0
Найти чему равен х2 2=
Найти число, квадрат которого равен данному числу х2=
Записать ответ Х=
  2-8х=0
Разложить на множители 4х(…-…)=0
Каждый множитель прировнять к нулю 4х=0 и (…-…)=0
Найти корни каждого уравнения  

Блицтурнир (обучающиеся на “4”) (самопроверка через слайд12)

Итак, “блиц-турнир” – blizturnier – это молния. И у нас  “блиц-турнир”. Сейчас я диктую вам уравнения, вы пишите решение самостоятельно в тетрадь. Кто не успел, тот пишет

 “ – ”.

1. х2 = 36, х = ± 6

2. х2 = 17, х = ±  

3. х2 = – 49, решений нет

4. 3х2 = 27, х = ± 3

5. х2 = 0, х = 0

6. (х – 2)2 = 9, х = – 1; х = 5. т.к. х-2=3 и х-2= -3

Итог урока математический диктант Слайд 13

Да – поднять  правую руку,  нет – левую руку.

№515(а,б,д)

Дома: №518, тестовая работа. Определение.

Тестирование:

1) 42х2=0

А) 0;1\42,    б) 21’;  2,   в) 0,    г) -\+ 42.

2) х2 -4х=0

А) 2;-2,     б) 0;4,     в) 4;1\4,  г ) 2;  0.

3) х 2+4=0

А) +\-2, б) 4:1,  в) нет корней,  г) 0;4.

Учитель: “Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут необходимы в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратили интереса, а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными”.

Оценки.

Дополнительные задания

Приложение 1

Приложение 2 (презентация)