Химические реакции. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока:

  • повторить отличия химических явлений от физических;
  • изучить признаки и условия протекания химических реакций, классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты;
  • опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ;
  • развивать экспериментальные умения;
  • формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: пробирки, штатив, спиртовка, газоотводная трубка, пипетка, весы, стаканчики с CuSO4, NaOH, NH4C1, Н2SO4, BaCl2, Na2CO3, HC1, (NH4)2CrO7, – кристаллы.

Единственный путь,
ведущий к знанию
– это деятельность.
Б.Шоу

Ход урока

1. Проверка знаний и умений учащихся.

а) Химическая лаборатория

Задание: используя имеющееся лабораторное оборудование, разделите смеси: 1) железных опилок и серы; 2) речного песка и соли.

б) Сообщение ученика “Использование способов разделения смесей в быту и народном хозяйстве.

2. Изучение нового материала.

Учитель: С веществами происходят различные изменения: испарение воды, горение веществ и т.д. Эти изменения веществ относят к физическим и химическим явлениям.

Явления, при которых из данных веществ образуются другие, называются химическими явлениями. Химические явления называются химическими реакциями. За химическими реакциями скрывается удивительный и до конца еще не познанный мир. Для того, чтобы продвинуться по пути его понимания, необходимо провести эксперимент и изучить признаки протекания химических реакций, (инструктаж по правилам техники безопасности при работе со стеклом, нагревании).

Ребята, главный итоговый признак химической реакции - это превращение веществ, т.е. образование новых веществ из исходных. Новые же вещества - это новые свойства их, которыми не обладали исходные вещества.

Опыт 1. NH4C1 + 2NaOH → 2NaCl + NH3↑ + Н2О

Признак: появление запаха.

Опыт 2. CuSO4 + 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2

Признак: выпадение осадка.

Опыт 3. Разложение бихромата аммония - “вулкан”

Признак: выделение газа и изменение цвета.

Опыт 4. Реакция горения (любая)

Признак: выделение теплоты и света.

Опыт 5. 2KMnO4 → 2KMnO2 + MnO2 + O2

Учащиеся обобщают и записывают в тетрадях признаки течения химических реакций.

1. Рассказ учителя об условиях течения химических реакций (запись в тетрадях).

2. Учитель ставит проблемный вопрос: “Изменяется ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?” Обратимся к опыту.

Опыт: BaCl2 + H2SO4 →BaSO4↓ + 2HC1

Ставим на весы стаканы с растворами ВаС12 и H2SO4 – уравновешиваем.

Сливаем растворы и ставим стаканы рядом. Показания стрелки не изменилось.

О чем свидетельствует выпадение осадка?

Вывод: масса веществ до и после реакции не изменяется.

Учитель: Этот опыт является аналогом исторического эксперимента, проведенного М.В.Ломоносовым в запаянной посуде (реторте). Так был открыт в 1756 году закон сохранения массы веществ.

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

-Сообщение ученика о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Учитель: Обращаем особое внимание учащихся на то, что М.В.Ломоносов впервые в истории науки сформулировал один из основных законов природы - закон сохранения материи. Он писал: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения...” Подчеркивая выдающиеся заслуги Ломоносова, говорим, что лучший памятник великому ученому - наши знания.

3. Рефлексивно-оценочная часть урока - игра “Химическое лото” “Физические и химические явления”.

Цель игры: закрепление знаний признаков химических реакций, умение определять физические и химические явления, развитие умения логически правильно и связно обосновывать свое мнение.

Правила игры: на каждую парту раздаются большие карточки, разбитые на 4 части (для работы учащихся в парах). На маленьких карточках написаны примеры физических и химических явлений. Учитель выбирает одну из этих карточек и читает то, что на ней написано. Ученик, у которого на большой карточке указано соответствующее явление, объясняет, физическое оно или химическое. При правильном ответе он получает маленькую карточку и закрывает соответствующий участок большой. При неправильном ответе карточка изымается из игры. Выигрывает та пара учащихся, у которой большая карточка будет полностью закрыта.

Примеры больших карточек

1.

Прокисание молока Переваривание пищи в желудке
Засахаривание варенья Звонок с урока

2.

Гниение пищевых остатков Выпадение росы
Распространение запаха уксусной Кислоты Приготовление яичницы

3.

Образование накипи на стенках чайника Плавление олова
Свечение электрической лампочки Брожение варенья

4.

Образование зеленого налета на медных изделиях Движение маятника часов
Горение угля Закипание чайника

Домашнее задание.

  1. Написать мини-сочинение на тему “Химические явления за окном”.
  2. п.26 (учебник О.С.Габриеляна “ Химия, 8 класс”. Дрофа. Москва. 2010).