Происхождение обвалов и оползней

Разделы: ОБЖ


Цели урока:

Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о геологических опасных явлениях;
  • изучить классификацию геологических опасных явлений.

Развивающие:

  • развивать навыки по определению потенциально опасных мест при возникновении данных чрезвычайных ситуаций.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;
  • воспитывать умение работать в команде для достижения поставленной цели.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, географическая карта, таблицы, схемы, плакаты, презентация к уроку.

Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня нас ждёт очень интересный и увлекательный урок. На этом уроке мы будем работать в группах. Каждая группа должна выбрать командира, который будет не только руководить учебным процессом, но и будет оценивать работу каждого участника группы. Группе будет дано задание, над которым она будет работать в течение 15 минут, затем пойдёт защита и представление результатов работы.

2. Изучение новой темы. Проблемное начало урока. Актуализация.

Итак, мы начинаем. Наш урок я хочу начать со стихотворения А.С.Пушкина “Обвал”

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Правильно про обвалы и оползни.

К какой группе опасных природных явлений относятся эти стихийные бедствия?

Обвалы и оползни относятся к геологическим опасным явлениям. По данным МЧС ежегодно обвалы и оползни угрожают 725 российским городам и наша область не исключение.

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Итак, что мы должны сделать на уроке?

  1. Изучить основные понятия, параметры и причины возникновения обвалов и оползней.
  2. Сформировать знания о способах защиты и самоспасения при обвалах и оползнях.

Давайте дадим определение данным терминам. Дома вы должны были поработать с толковыми словарями и записать эти определения себе в тетрадь. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Обвал – отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие, главным образом, за счет ослабления связанности горных пород под влиянием процессов выветривания, воздействия.

Оползень – это смещение масс горных пород вниз по склону под воздействием собственного веса.

Сегодня мы должны выяснить, в нашей области возможны эти стихийные бедствия или нет. Если возможны, то почему и в каких районах.

III. Работа в группах. Итак, каждая группа получает своё задание.

1-я группа. Ваша задача изучить блок-схему по обвалам и дать им характеристику. Выступить с подробным сообщением об этом стихийном бедствии.

2-я группа. Ваша задача изучить блок-схему по оползням и дать им характеристику.

3-я группа. Вы должны изучить географическую карту и выяснить районы возможного возникновения обвалов и оползней на территории России. Обратить внимание на нашу область. Доказать почему эти стихийные бедствия встречаются у нас и определить места их возникновения?

4-я группа. Вам предлагается кейс. Текст с примера описания обвалов и оползней. Ваша задача выписать основные последствия этих стихийных бедствий и доказать чем они опасны для людей.

Начинаем работу. Время на выполнение работы 10–15 минут.

1-я группа. Ваша задача изучить блок-схему и дать характеристику обвалам.

Происхождение обвалов

  • трещины
  • разломы горных пород, их слоистый характер, когда между более твёрдыми и тяжёлыми породами имеются глина, песок, рыхлости и пустоты;
  • попадание воды, снега в слабые связующие слои ведёт к их ослаблению;

Обвалы характеризуются:

  • мощностью обвального процесса (которая определяется объёмом обвалившихся пород);
  • масштабом проявления – площадью обвала;

Обвалы происходят в результате:

2-я группа. Ваша задача изучить блок-схему и дать характеристику оползням.

Происхождение оползней

  • Крутизна склона, превышающая угол естественного откоса;
  • Землетрясение;
  • Переувлажнение склонов осадками;
  • Увеличение крутизны склона в результате подмыва водой;
  • Ослабление прочности твёрдых пород при выветривании, вымывании;
  • Пересечение пород трещинами.

Оползни характеризуются:

  • мощностью оползневого процесса (которая определяется объёмом обвалившихся пород);
  • масштабом проявления – площадью обвала;
  • скоростью движения.

Признаки начинающегося оползня:

4-я группа. Вам предлагается кейс. Текст с примера описания обвалов и оползней. Ваша задача выписать как проявляют себя эти стихийные бедствия и каковы их последствия.

Самым крупным оползнем исторического времени считается событие, происшедшее восемнадцатого февраля 1911 года на Памире. Оползень вызвало сильное землетрясение, после которого со склонов Музкольского хребта, с высоты пять тысяч метров над уровнем моря, сползло фантастическое количество рыхлого материала – 2,2 миллиарда кубометров. Завален был кишлак Усой со всеми его жителями, их имуществом и домашним скотом. Скальные породы перегородили долину реки Муграб. На четыре года прекратил течение реки огромный вал-запруда с поперечником в четыре-пять километров и высотой более семисот метров. Возникло новое озеро Памира – Сарезское, которое стало быстро расти, и в свою очередь затопило кишлаки Сарез, Нисор-Дашт и Ирхт.

Сила удара обрушившейся с большой высоты массы земли и камней была так велика, что породила мощную сейсмическую волну и привело к образованию землетрясения.

А самым трагичным по числу жертв, стал оползень, случившийся в китайской провинции Ганьсу в 1920 году. Наступившая темнота и холод заставили почти все население укрыться в жилищах. В 7.30 вечера с севера послышался глухой шум, “словно тяжело груженные огромные машины с бешеной скоростью мчались по скверной мостовой”.

Один миссионер, чудом оставшийся в живых, рассказывал потом:

“Услышав шум, я подумал, что это землетрясение, и выбежал на улицу. Но едва я очутился на улице, как почувствовал, будто что-то со страшной силой ударило меня в спину.

Широко расставив ноги, как пьяница, пытающийся удержаться на ногах, я ощутил под собой сильное вращательное движение земли… Этот первый и самый длительный толчок длился две минуты. За ним последовало еще пять или шесть других, и так быстро, что их почти невозможно было отделить один от другого…

Толчки следовали один за другим с интервалом в несколько секунд и сливались с оглушительным ревом рушившихся домов, криками людей и ревом животных, которые доносились из-под обломков зданий”.

Возникшие оползни достигали грандиозных размеров. Семь самых гигантских из них срезали склоны гор, и тысячи кубических метров лёсса завалили долины, засыпали города и селения. Один из домов, захваченных лёссом, был перенесен на движущейся массе пород и просто чудом остался на поверхности. В этом доме находились мужчина и ребенок, но в кромешной темноте и оглушительном грохоте они даже не поняли толком, что же случилось. Утром перед ними открылась поистине апокалиптическая картина – “сдвинулись горы”, и они даже не узнали свои родные места.

Двигавшийся вместе с их домом участок дороги (длиной примерно четыреста метров) переместился вниз на полтора километра. Остановившись, он впоследствии почти сохранил свой прежний вид, и высокие тополя по обеим сторонам дороги продолжали, как и прежде, раскачивать своими ветками. Дом проделал путь длиной почти в один километр, а потом два других оползня заставили лавину изменить направление.

Это место тоже называют “Долиной смерти”, потому что здесь были погребены 200000 человек.

В истории известны обвалы, приводившие к большим человеческим жертвам. Так, в 1608 г. в Альпах обвалилась часть горы Монте-Конто, и в мгновение ока более 2 тыс. жителей деревни Плюр оказались погребёнными в своих домах под массой камней и грунта. Точно так же на Апеннинском полуострове под каменной лавиной исчез в VI в. городок Велейя со всеми его жителями, когда обвал произошёл на склонах горы Ровинаццо. И таких примеров можно привести много. Обвалы в горах – это хоть и обычное явление, но всегда грозное, нередко приводящие к катастрофам.

IV. Закрепление материала.

А) Защита результатов работы. Каждый командир группы оценивает работу каждого участника.

Б) Контроль результата первичного запоминания материала. Работа выполняется учащимися письменно на листочках или в тетради.

Итак, ребята! Сегодня мы изучили новую тему, для того чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам написать письменную работу. Сейчас я буду задавать вам вопрос, а вы на листочках записываете правильный ответ.

  1. Быстрое отделение и падение масс горных пород на крутом склоне – это... (Обвал)
  2. Как называется обвал с объёмом обвалившихся горных пород менее 5 кубических метров? (Малый)
  3. Назовите характеристику оползня, в большей мере определяющую его опасность? (Мощность)
  4. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону – это… (Оползень)
  5. Одна из природных причин развития оползня – это …… в породе. (Трещина)
  6. Перечислите районы наиболее частого возникновения оползней и обвалов. (Северный Кавказ, Урал, Восточная Сибирь, Сахалин, Курильские острова, Кольский полуостров).

V. Рефлексия. Подведём итог работы.

  • Полезным ли сегодня был наш урок?
  • Что нового вы узнали?
  • Чему научились?
  • Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок.

VI. Домашнее задание. Прочитать параграф 6.1., выучить термины, подготовиться к опросу по изученной теме. Творческое задание. Приготовить сообщение по изученным стихийным бедствиям.