Развитие речемыслительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в процессе проведения экскурсий

Разделы: Коррекционная педагогика


Умственное обучение и воспитание детей дошкольного возраста сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представлений, речемыслительной деятельности. Содержание умственного обучения и воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребенка.

Педагоги передают детям знания об окружающем в процессе деятельности. Особую роль в этом процессе играют занятия, специально организованная деятельность.

Каждый вид занятий и каждый вид деятельности вносит свой особый вклад в умственное воспитание и обучение ребенка.

Одним из специальных видов деятельности, обеспечивающих получение ребенком дошкольником систематических знаний, являются ознакомление с окружающим в процессе проведения экскурсий.

Экскурсия – один из особых видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление с живой и неживой природой, с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья VIII вида с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерностями. Для проведения экскурсий ставятся и решаются коррекционно – обучающие, коррекционно – развивающие и коррекционно – воспитательные задачи, которые конкретизируются в программном материале и решаются на всех этапах по ознакомлению с окружающей действительностью.

С решением этих задач в ходе ознакомления с окружающим имеется возможность расширить представления дошкольника о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия деятельности.

Ознакомление с окружающим в процессе экскурсий обогащает чувственный опыт ребенка, учит его быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать окружающее – смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создается чувственная основа для слова и подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья VIII к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений и умению самостоятельно описывать окружающие предметы и объекты, объясняя взаимосвязи и взаимозависимости между объектами, явлениями живой и неживой природы. Закрепление образов восприятия дает большие возможности и для развития памяти ребенка. Такие образы могут быть произвольно вызваны и актуализированы в памяти ребенка по слову, произнесенному педагогом.

Таким образом, ознакомление с окружающим миром в процессе проведения экскурсий обеспечивают существенные сдвиги в умственном развитии у детей т.к. наблюдение во время экскурсий – это целенаправленное восприятие предметов и явлений, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, формируются умения наблюдать, видеть, выделять, подмечать, объяснять явление предметов окружающей действительности и наблюдается положительная динамика в развитии речемыслительной деятельности.

Литература

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М. : Просвещение, 1988.
  2. Как знакомить дошкольников с природой/ Под. Ред. П.Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1983.