План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для речевой подготовительной группы по теме "Прощание с зимой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе;
  • научиться с помощью опытов выявлять свойства снега и льда;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • расширить знания о народных традициях и обычаях;
  • развивать интерес к поэтическому слову;
  • активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы, поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний;

Материалы к занятию:

  • разноцветные флажки
  • веточки деревьев
  • леечка с водой, лопатки, формочки, ледяные бусины, письмо от Весны, леденцы

Для опытов: 2 бутылки с тёплой водой, кусочек льда с замороженным внутри зелёным листочком, соль, лупы.

Ход занятия

1. Чтение письма от Весны (в группе)

В: - Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? (показывает конверт с зелёными листочками, дети угадывают, что это письмо от Весны). Чтение письма вслух: «Дорогие ребята, я очень хочу поскорее с вами встретиться, но Зима никак не хочет уступать мне своё место. А ещё, она заколдовала моих друзей, без которых Весна никогда не наступит. Без вашей помощи мне с Зимой не справиться. Помогите расколдовать моих помощников, и тогда совсем скоро всех согреет ласковое весеннее солнышко».

В: - Давайте вместе поможем Весне. Для этого нам нужно одеться и выйти на улицу (все выходят на участок). На участке перед занятием нужно сделать несколько тайников под снегом и обозначить эти места разноцветными флажками.

В: - Весна попросила спасти её друзей, которых заколдовала Зима. Давайте поищем их, а чтобы мы не ошиблись, Весна оставила нам подсказки-флажки.

2. Веточки-малышки

В:- А вот и первый флажок (все дети подходят ближе)- Кто же здесь спрятан? (раскапывают снег) Да ведь это веточки деревьев! Они совсем замёрзли, как вы думаете, они ещё живы? (дети высказывают предположения, рассматривают почки с помощью лупы, описывают, что они видят, что на веточках есть почки, вспоминают, что бывает с почками весной, что зимой все деревья спят).

В: - Оказывается, веточки, в самом деле, живы, нужно только их согреть и напоить водичкой, давайте возьмём их к себе в группу.

3. Ледяной листочек

В: - Пойдёмте скорее искать, кому ещё нужна наша помощь. (Идут дальше, находят следующий флажок и откапывают из-под снега кусочек льда, в котором виден молоденький зелёный листочек.) – Зима заколдовала этот листочек, он совсем замёрз. Можно взять этот листочек в группу, и в тепле лёд растает, но ведь мы ещё не всем помогли, других мы не можем оставить. Но есть у меня волшебный порошок, мы посыплем холодную льдинку этим порошком, скажем волшебные слова и посмотрим, что же случиться дальше (посыпает льдинку солью, лёд через некоторое время подтаивает и листочек можно освободить).

4. Волшебное одеяло

В: - Как вы думаете, что сейчас есть под снегом? (предположения детей) Хотите посмотреть? (дети все вместе пытаются добраться до земли) – Да, не так-то просто добраться до земли, снег лежит очень плотно. Попробуем сами растопить снег, как если бы это сделало весеннее солнышко (с помощью тёплой воды делаем проталины, добираемся до земли).

В: - Как вы думаете, что такое «проталины» и почему, когда снег тает, он становится «ноздреватым» (дети пытаются разъяснить значение этих новых слов)

С помощью лупы дети рассматривают землю, листья, семена, траву, которые находились под снегом, делают выводы о том, что всё прекрасно сохранилось.

Опыт.

В: - А как вы считаете, тепло ли травке под снегом, ведь он такой холодный (ответы детей)

- Чтобы это выяснить, давайте вместе проведём опыт. (Берём две бутылки с тёплой водой, одну оставляем на открытом месте, вторую закапываем в снег, через некоторое время сравниваем, в какой из бутылок вода осталась тёплой, а в какой сразу остыла, после чего дети делают вывод о том, что снег сохраняет тепло.)

5. Зимнее угощение.

В: - Что же ещё приятное Зиме сделать, чтобы она поскорее Весне своё место уступила? Посмотрите, как много ещё вокруг снега, давайте сделаем из него пироги для Зимы. (пытаются слепить из снега куличики),- Почему же у нас ничего не получается, снег не слипается, а куличики рассыпаются? ( Дети пытаются объяснить, почему у них ничего не получилось, воспитатель рассказывает, что лепить из снега можно только в тёплую погоду, когда снег мокрый, а в мороз снег рассыпается). Поливают снег водой из леечки и из мокрого снега все делают куличики Можно вместе с детьми охарактеризовать снег, какой он может быть: рыхлый, липкий, мокрый, колючий, пушистый, белоснежный и т.д.

6. Волшебные бусы

Воспитатель: - Ну что ж, ребята, осталось у нас последнее, самое главное задание,- мы должны все вместе найти то место, где Зима рассыпала свои волшебные бусы (бусины делаются предварительно из цветного льда). – Мы соберём бусины на ниточку, подарим Зиме, и она уступит своё место Весне. (Ищут рассыпанные бусины, нанизывают на нитку).- Вот и собрали мы бусы, а за то, что мы помогли, Зима вырастила для нас необыкновенный цветок-ледянок, вместо лепестков у него - сладкие леденцы – это подарок вам от Зимы на прощание, ведь она принесла нам столько радости, разных игр и развлечений. (раздает детям леденцы-петушки)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, эти леденцы растают, если их занести в тепло? Почему? (Дети говорят, что эти льдинки сладкие, из сахара, а вот настоящий лёд растаял бы, потому что лёд- это застывшая вода).

Затем воспитатель рассказывает детям, что в старину, люди пекли специальных птичек, готовили сладости, выходили с ними на улицу и зазывали угощением Весну. Для этого даже придумывали песенки-заклички. Предлагает детям выучить заклички и позвать Весну:

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

После того, как дети вместе позовут Весну, все идут в группу.