Развитие познавательной активности дошкольников через приобщение их к математическому творчеству

Разделы: Работа с дошкольниками


«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте, и, помогая, думайте сами».
Б.П. Никитин

Одной из наиболее важных и сложных задач подготовки ребенка к школе является развитие познавательных способностей и логического мышления. Во многом это зависит от успешного ос­воения первых математических умений на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Обучение детей на занятиях повышает общий уровень их развития и формирует интересы дошкольников.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и на­выков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление уз­нать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготов­ки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памя­ти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

Именно творчество, умение придумывать, создавать но­вое наилучшим образом формирует личность ребенка, развива­ет у него самостоятельность и познавательный интерес.

Однако традиционные формы работы с детьми не могут в пол­ной мере решить проблемы воспитания творческой личности. Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружаю­щего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений это­го мира.

Весь процесс обучения должен быть построен на как можно более раннее возникновение вопросов «почему?»

С появлением этого вопроса открывается новая эра в разви­тии ребенка. Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», первые собственные выводы и удивления, и горящие глазенки, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность, поэтому необходимо использовать ак­тивные методы обучения для создания атмосферы творчества.

Непременным условием развития математиче­ского творчества детей, является обогащенная предметно-пространственная сфера.

Это, прежде всего: наличие развивающих игр, игровых мате­риалов разной степени сложности.

Игры должны быть разнообразны, удобны в использовании. Особенно привлекают детей игры из серии «Логические кубики», «Уголки», «Кубики для всех», трансформеры и др. - дети конструируют из них различ­ные постройки, реконструируя одно в другое, что следует считать показателем развития у них пространственного мышления.

Игротека для детей оснащается играми, требующими высокого уровня, интеллектуальной активности, в процессе овладения кото­рыми происходит умственная деятельность и забава, размышление и развлечение.

На первый взгляд, кажется, что игровое действие выполняется для удовольствия, на самом деле в играх есть строгие правила, соблю­дение которых вырабатывает умение анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль, приучает к сотрудничеству, выигрышу и проигрышу.

А решение и придумывание задач на смекалку способствует развитию у детей логического мышления, сообразительности, уме­ния догадываться, что необходимо в жизни каждому человеку.

Становление и развитие детской самостоя­тельности и творчества наиболее успешно осуществляется в усло­виях доброжелательности, внимания к достижениям ребенка,

так­тичного участия взрослого в игре, учета индивидуальных способностей, заинтересованности ходом игры.

Об этом же говорил Шалва Амонашвили: «В педагогическом процессе должен быть дан простор творчеству, сообразительности, познавательной и общественной активности детей».

Детское творчество, пусть даже в самых скромных проявлени­ях - важный фактор развития личности ребенка.

В группе должны быть созданы условия для проявления у детей интереса к математике: оборудован уголок занимательной математики с разнообразными развивающими играми, головолом­ками, лабиринтами, играми на составление плоскости изображений предметов например: «Пифагор», «Волшебный круг» и другие логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур, с задачами - головоломками, с палочками.

Дети должны иметь к ним доступ и самостоятельно играть. Очень привлекают их счетные палочки, из которых они строят разные фи­гуры. Это служит началом углубленной работы по развитию у дошкольников творческих способностей и подведению их к самостоятельному придумыванию задач - головоломок.

С целью определения степени трудности заданий, прежде чем дать его детям, необходимо сначала выполнить его самим, засечь время, за которое удастся решить задачу на смекалку.

Детей это заинтересует, и они станут сами решать быстрей задачи и в этом проявляется состязательность.

Овладев навыками решения задач, дети переходят к придумыванию своих задач. На этом этапе работы с целью приоб­щения детей к творчеству используется игровой момент: « В гости пришла волшебница Фея, принесла волшебные палочки, преврати­ла детей в волшебников». И таким образом от решения задач дети переходят к само­стоятельным действиям по составлению и преобразованию фигур и придумывают свои задачи. В этом, несомненно, проявляется творчество детей.

Можно провести конкурс на лучшую задачу-головоломку.

Самые интересные и сложные задачи, составленные детьми, можно включать в занятия и предлагать всем для их решения. Можно завести альбом для зарисовки задач на каждого ребенка. Дети будут брать альбом домой, предлагать старшим братьям и сестрам, родителям решить составленные ими задачи, вместе с родителями придумывать новые голо­воломки.

На родительском собрании можно провести соревнование на скорость решения головоломок родителями и детьми. Это также способствует повышению интереса к математическому творчеству. Также при встрече с родителями в вечерние часы необходимо делиться успехами, победами, радостями детей, предлагать родителям иг­ры, упражнения, логические задачи, головоломки для организации индивидуальных занятий дома.

Успешность проведения занятия по формированию математического творчества будет зависеть не только от содержания предлагаемого материала, но также от формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и активизировать по­знавательную деятельность.

Начинать занятие необходимо с игры-мотивации. Почему с игры? Да потому, что игра делает занятия интересным, увлекательным. Дети должны ждать занятия с нетерпением. Игры можно брать любые, можно самому воспитателю предложить детям игру, а можно играть в те, которые дети предлагают играть сами.

Игры с мячом: «Неделька», «Скажи наоборот», «Считай не, ошибись», «Времена года», «Будь внимателен», «Назови три предмета» и другие.

Эти игры заставляют ребенка быть внимательным, развивают умение наблюдать и сравнивать, а эти качества необходимы для овладения математическими представлениями.

Игры - путешествия, например: «В стране чудес», «Помочь Незнайке», «Путешествие по сказке».

Игры - загадки, го­ловоломки.

И тогда занятия получатся продуктивными, а это значит, что ребенок получит новые знания, умения, закрепит уже имеющиеся.

Дети не боятся трудностей и преодолевают их пу­тем проб и ошибок, путем анализа и рассуждений, путем открытий новых способов решения известных задач.

Самое главное, чтобы ни одного ребенка не осталось равнодуш­ным к математическим играм. Это почувствуется, при наблюдении, как дети играют самостоятельно в уголке занимательной математи­ки, и придумывают свои головоломки, составляют свои предмет­ные картинки на основе творческого воображения, подключают своих родителей к придумыванию головоломок.

Если игры математического содержания станут для воспитанников любимым видом деятельности, то в дальнейшем, обучение математике в школе не вызовет у детей ни страха, ни не­гатива, а напротив, появится желание познавать, преодолевать трудности в поисках решения задач.

Веселые задачи-головоломки:

  • Ежик по лесу шел,
    На обед грибы нашел:
    Два – под березой,
    Один – у осины.
    Сколько их будет в плетеной корзине?
  • Под кустами у реки
    Жили майские жуки:
    Дочка, сын, отец и мать.
    Кто их сможет сосчитать?
  • Ну-ка, сколько всех ребят
    На горе катается?
    Трое в саночках сидят,
    Один дожидается?
  • Дарит бабушка-лисица
    Трем внучатам рукавицы:
    «Это вам на зиму, внуки,
    Рукавичек по две штуки.
    Берегите, не теряйте».
    Сколько всех, пересчитайте!
  • Шесть веселых медвежат
    За малиной в лес спешат.
    Но один малыш устал,
    От товарищей отстал.
    А теперь ответ найди:
    Сколько мишек впереди?

Примерный конспект занятия по ФЭМП
Тема: Формирование пространственных представлений

Цель: Уточнять, закреплять и обобщать пространственные представления детей (вверху - внизу, слева, справа, впереди - сзади, на – над – под, ядом, за, перед) в действиях с конкретными предметами и на плоскости. Формировать умение и навыки речевой координации выполняемых действий. Развивать активного и пассивного словарного запаса, учить строить грамматически правильное высказывание.

Оборудование: картинка (игрушка гнома), набор игрушек, карточки-цифры 0-10, карточки с предметами.

Ход занятия.

- Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Гном. Из какой он сказки?

- Он хочет с вами подружиться, поиграть и многое узнать. Даже маленьким гномам известно, что математика очень важная и нужная наука. Гном очень веселый и хочет поиграть с вами.

1. Игра «Хоровод»

Вариант 1: Один ребенок- ведущий стоит в центре хоровода. По команде хоровод останавливается и ведущий должен назвать, кто стоит справа, слева, впереди, сзади.

Вариант 2: Один ребенок- ведущий стоит в центре хоровода. Он поворачивается вокруг себя. По команде останавливается и называет, кто стоит справа, слева (впереди, сзади).

2. Игра « Кто внимательный»

- А вы знаете, где правая рука, где левая? Давайте проверим и поиграем в игру. Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево.

Гном забывает, где у него какая рука, расскажите секреты, как можно это запомнить.

Секрет первый: с левой стороны находится сердце, где сердце, там и левая сторона.

Секрет второй: на левую руку всегда надевают часы.

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой
И тогда придешь домой».

3. Игра с картинками.

Дети называют предмет, нарисованный на карточке и должен протянуть руки туда, где этот предмет находится, называя данное направление.

Например: при слове «солнышко» нужно поднять руки и сказать, что солнышко вверху, при слове дорога - опустить руки и сказать, что дорога внизу.

4. Игра « Жаворонки и скворцы»

Дети делятся на 2 команды - команда жаворонков и скворцов. Дети, все птицы любят солнышко и всегда поворачиваются к нему. Жаворонки летят направо, скворцы налево. Солнце утром встало рано на востоке (воспитатель показывает желтый круг), птицы разлетелись (дети бегут в разные стороны), солнце прошло по небу и зашло на западе (воспитатель показывает желтый круг на противоположную сторону) .

5. - Ребята, что-то гость наш загрустил, давайте с ним поиграем, может быть, это его развеселит.

Игра «Найди меня»

Один ребенок выходит за дверь, а остальные дети прячут гнома. Поиск происходит под слова: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 поклона, посмотри под стул, встань рядом со столом и т.д. Игрушка найдена.

6. Составления предложения со словом стол, употребляя предлоги «в», «на», «под», «у», «за», «из», «к», «между». Занятие наше подошло к концу. Пора прощаться с нашим гостем. Давайте поблагодарим его за интересные игры, и расскажем, как ему найти дорогу до дома, используя слова «прямо», «вправо», «влево».