Закаливание детей в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание здорового поколения – одна из важнейших задач  нашего времени. Для ее реализации в рамках дошкольного учреждения применяются закаливающие мероприятия для  укрепления здоровья детей. Закаливание – это система мероприятий, направленная на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

В нашем детском саду создан перспективный план по закаливанию, предусматривающий  разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей (см. Приложение 1).

Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в  детском саду. Для этого необходимы:

  • четкая организация теплового и воздушного режима помещения («температурная» гигиена);
  • рациональная, неперегревающая одежда для детей;
  • соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5ч в день при температуре воздуха до 15-20◦ С)
  • гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой);
  • хождение босиком в группе (при температуре пола 18◦С) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Кроме того, мы проводим и специальные меры закаливания:

  • воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по ребристой  доске, гальке;
  • обтирание (сухое, влажное);
  • контрастные воздушные ванны («контрастный бег» – циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима – из «холодной» комнаты в «теплую» и обратно) в комплексе с дыхательной гимнастикой;
  • босохождение по мокрым дорожкам с профилактическим массажем стоп;
  • «игровые дорожки» (спортивные снаряды и инвентарь: лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, лесенка, стремянка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые, сухие, влажные) располагают так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц;
  • обширное умывание (обливание рук до локтя прохладной водой, умывание лица с охватом шеи и груди).

Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, воспитатели отмечают их в «Журнале здоровья» в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием ребенка.

При работе с детьми мы соблюдаем основные принципы:

  • осуществлять закаливание при условии, что ребенок здоров;
  • не проводить закаливающие процедуры при наличии страха, плача, беспокойства;
  • осуществлять закаливание постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания;
  • обеспечивать комплексное использование всех природных факторов;
  • тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активизации  физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль – первостепенное значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими является солнечные лучи. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем. Световоздушные ванны рекомендуется принимать начиная с температуры воздуха не ниже 20◦С в тени. В нашем детском саду для каждой возрастной группы оборудованы площадки для прогулок, на которых имеются теневые навесы, участки сплошной тени (от зелени),  место для игры с песком, газонная трава для босохождения.  Курс световоздушных ванн состоит из 25-30 процедур. Лучшее время для их приема с 9 до 12.

Педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан план проведения закаливающих мероприятий (см. Приложение 1).

Эффективность закаливания детей в дошкольном учреждении возрастает, если ребенок получает закаливающие процедуры и дома. В домашних условиях наиболее эффективным методом закаливания могут стать водные процедуры (теплый душ, контрастное обливание (местное, общее), ножные ванны. Педагоги нашего дошкольного учреждения проводят для родителей собрания, консультации («Традиционные методы закаливание», «Растим малышей здоровыми»), готовят папки передвижки «Общая характеристика физических методов оздоровления дошкольников», «Двигательная активность и здоровье ребенка».

Литература:

  1. Егорова Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания. Начальная школа: плюсы и минусы, 2000 г., №7.
  2. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З.И. Бересневой – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Здоровый ребенок в детском саду. Под ред. Антипова С.А. – Воронеж, 2004 г.