Внеклассное мероприятие "Мы – наследники М.В. Ломоносова"

Разделы: Внеклассная работа


Общество сегодня требует от Школы качественно иных результатов образовательной и воспитательной деятельности. Подходы к организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе стали иными, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы каждого ребенка. Во внеурочных мероприятиях используется принцип событийности, который опирается на активные, интерактивные, исследовательские и проектные методы, формирует устойчивую мотивацию и делает учебно-воспитательный процесс внутренне позитивным для каждого ребенка. Он позволяет учитывать жизненные планы каждого ученика в контексте его жизнедеятельности, его ценностные ориентации, таланты и возможности.

19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова великого российского учёного и естествоиспытателя. Так же нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Ломоносова.

Как и для всего мира и России для нашей школы это Событие стало знаковым. Творческой группой школы разработано и проведено событийное мероприятие, посвящённое этой знаменательной дате.

Цель мероприятия: формирование у школьников целостного представления о деятельности великого учёного Ломоносова М.В. и его роли в науке и культуре через коллективную и творческую деятельность на основе анализа разнообразных источников информации.

Задачи:

  • приобщение учащихся к изучению научного наследия страны;
  • расширение знаний учащихся о выдающемся сыне Отечества;
  • создание атмосферы эпохи Просвещения и инновационной образовательной среды;
  • содействие совершенствованию гражданско-патриотического воспитания;
  • популяризация исследовательской деятельности по изучению истории науки;
  • пропаганда научных знаний;
  • выявление лучших знатоков жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Целевая группа: участники - учащиеся 5-9 классов, тьютеры – учащиеся 10-11 классов.

Этапы мероприятия

Подготовительный этап:

Задачи этапа:

  • создание условий для внутреннего принятия учащимися цели и задач предстоящей деятельности;
  • создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность;
  • организация совместной деятельности учащихся и педагогов по постановке целей и задач мероприятия и выделению содержательных областей в соответствии с интересами и возможностями учащихся;
  • организация деятельности по подготовке мероприятия.

Деятельность:

  1. Создание проекта мероприятия.
  2. Определение интересов учащихся к направлениям деятельности Ломоносова М.В. Создание творческих команд. Приложение 1
  3. Организация работы тьютеров (учащиеся 10 классов) совместно с командой педагогов. Подготовка материалов для работы в лабораториях.
  4. Подготовка к мероприятию: сценарий, костюмы, музыка, реквизит, оформление школы, организация дежурства по школе, подготовка ведущих и актёров, организация школьного пресс-центра, организация работы лабораторий, планирование совместной деятельности тьютеров и педагогов… Приложение 2
  5. Проведение торжественной общешкольной линейки (за неделю до начала мероприятия).

Основной этап: проведение мероприятия.

Задачи этапа:

  • создание условий для самореализации личности учащихся;
  • организация совместной деятельности учащихся, тьютеров и педагогов по изучению и презентации наследия Ломоносова М.В;
  • активное включение самого ученика в самостоятельную поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • создание условий для самооценки на основе применения индивидуальных эталонов достижения, формирования способностей к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Ход мероприятия

I. Торжественное открытие
Действующие лица Действия Слова Примечание
Ведущие Стоят у экрана. На экране текст стихотворения   Звучат фанфары
1   Не гаснет размышлений пламя,  
2   Прошёл уже 20 век.  
1   Мы раздуваем знаний пламя.  
2   Во век будь славен человек!  
1   Суров и твёрд гранит науки,  
2   Судьбой заброшенный объект.  
1   Любовь к тебе за твои муки.  
2   Во век будь славен интеллект!  
       
Ведущий Объявляет Граф его сиятельство Разумовский Кирилл Григорьевич Зал приветствует
Разумовский Проходит к столу   Звучат фанфары
Ведущий Объявляет Его сиятельство граф Иван Иванович Шувалов Зал приветствует
Шувалов Проходит к столу   Звучат фанфары
Ведущий Обращается к залу Прошу всех встать.
Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Елизавета Петровна!
Зал встаёт
Елизавета Петровна Входит, кланяется   Звучат фанфары
Ведущий Обращается к залу Прошу садиться  
Елизавета Петровна Обращается к залу 12 ноября сего года от рождества Христова земля русская и весь мир вместе с нею, и мы, вспоминаем в благоговением великого сына нашего Отечества Михаило Васильевича Ломоносова.
Рождённый в эпоху Просвещения: во времена пытливых поисков, открытий, гуманизма, просвещённых монархов и императриц, он будучи крестьянским сыном достиг невиданных высот в учёности.
Михайло Васильевич – символ российской науки!
Во имя этого великого дня я прибила к вам со своей свитой. (проходит за стол)
Звучит музыка 18 века приглушенно
Ведущий   Слово графу Разумовскому Кириллу Григорьевичу  
Разумовский Встаёт Коллежский советник и профессор Михаило Васильевич сын Ломоносов, в службе Ея Императорского величества с 1731 года и был сперва в московских Спасских школах учеником, в 1738 году послан был в Германию, где обучался физике, химии и горных дел и был тамо по 1741 год, в 1742 году произведён в адъюктанты. В 1745 году по имянному Ея императорского величества Указу пожалован в профессоры, в 1751 году пожалован коллежским советником, в котором чину и поныне состоит.  
Шувалов Встаёт Давайте же об оном узнаем получше.  
  Включают фильм о Ломоносове lomonosov300.ru/files/film2.avi
Учащиеся начальных классов Показывают сценки о детстве Ломоносова  
Ведущий Объявляет Свет российской науки, величайший учёный Ломоносов Михаило Васильевич Звучат фанфары
Ломоносов М.В. Входит, обращается к залу Премного благодарен!
Юные отроки, благодарю Вас за уважение к наукам!
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Звучит музыка 18 века приглушенно
Елизавета Петровна Обращается к залу А пользуетесь ли вы плодами открытий Михаило Васильевича?  
Ломоносов М.В.   Пусть докажут, матушка императрица! Сее достоверно будет известно сегодня.  
Разумовский Встаёт, обращается к залу Отроки сие разойтись должны по кельям учёности, а затем собравшись здесь снова принести доказательства того, что достойные они наследники Ломоносова Михайло Васильевича. За что будут каждый класс и участник награждён высочайшей императорской милостью.  
Ведущие Обращаются к залу Просим подойти старост Старосты получают конверт с заданием и тянут карточки с номером последовательности выступления.
Звенит звонок. Учащиеся расходятся по лабораториям.
II. Работа в лабораториях
Задание в конверте «Изучить и представить наследие Ломоносова М.В. в области __________» (научная область определяется согласно лаборатории по выбору учащихся на подготовительном этапе)
Список лабораторий: ИЗО – лаборатория искусств
История – Лаборатория музы Клио
Математика – лаборатория царицы наук
География – филиал Русского Географического общества
Биология – естественнонаучная лаборатория
Химия – лаборатория химического эксперимента
Филология – лаборатория русской словесности
Физика - лаборатория физического эксперимента
Немецкий язык – лаборатория иноземного общения
Деятельность в лабораториях:
(в течении 60 минут)
Для работы в каждой лаборатории тьюторами и педагогами приготовлены материалы о деятельности М.В. Ломоносова в каждой из областей (на подготовительном этапе).
Организуется коллективно-творческая деятельность по изучению материала и его презентации.
Во время работы лабораторий в школе работает пресс-центр. Учащиеся-журналисты берут интервью у участников мероприятия, делают фотографии, обрабатывают материал и на его анализе оформляют стендовую и электронную газету.
В течение всего мероприятия идет видеосъемка.
После работы в лабораториях учащиеся 5-11 классов рассаживаются в зале
III. Заключительный. Презентации наследия Ломоносова.
Ломоносов Обращается к залу – Приветствую вас отроки. Готовы ли вы доказать перед высочайшим учёным советом своё право на моё наследие?
– Начнём.
Ответ зала.
Елизавета Петровна   Для презентации наследия приглашаются представители лаборатории… (согласно жеребьёвке) Каждая лаборатория в различных формах представляют наследие Ломоносова
Разумовский   Да, можете вы пользу Отечеству принести.
А теперь вам предстоит пройти испытание по всем областям науки.
Каждый класс получает лист бумаги и карандаш для ответов на вопросы викторины.
Вам предстоит ответить на 10 вопросов за 10 минут.
Каждый вопрос будет появляться на слайде только на 1 минуту. Отвечает весь класс, записывая ответ на лист бумаги.
Затем ответы сдаются в учёный совет.
 
  Презентация с вопросами викторины. На вопросы викторины отвечают все учащиеся 5–11 классов. По результатам определяется рейтинг классов Вопросы викторины составлены заранее педагогами школы от каждой области науки. Содержание вопросов было представлено в презентациях.
Ломоносов Императрице Доказали ли матушка императрица отроки своё право на наследство  
Елизавета Петровна   Доказали. За что получают достойную награду  
Уч. Совет Вручает сертификаты за презентацию наследия. Приложение 3 Критерии для выдачи сертификатов: мотивация, массовость, дисциплина, самостоятельность. (были объявлены заранее на линейке)
Уч. Совет Вручает благодарственные письма и дубликаты Ордена Ломоносова   Согласно результатам викторины.
Ведущие     Звучит музыка 18 века приглушенно
1   Мы наших дней науки дети, И на экране демонстрируется электронный вариант газеты
2   Мы Ломоносова сыны…  
1   Мы одолеем всё на свете  
2   Во благо Родины, страны  
1   Не гаснет полымя науки,  
2   Пришёл наш двадцать первый век,  
1   Твои целуем дружно руки,  
2   Во век будь славен Человек!  
При выходе участники мероприятия оставляют свои впечатления на стендовой газете «Хочу сказать»

Заключительный этап:

Задачи этапа:

  • Организация рефлексии совместной деятельности учащихся и педагогов;
  • Анализирование основных этапов мероприятия и полученных результатов.

Деятельность:

  1. Рефлексия педагогов через организацию «круглого стола».
  2. Рефлексия учащихся через результаты работы «пресс центра» и анкетирование.
  3. Анализ этапов мероприятия творческой группой.
  4. Участие учащихся в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах посвященных юбилею М.В. Ломоносова:
    • lomonosov300.ru/viktorina.htm
    • vk.kspu.ru/course/view.php?id=107
    • lomonosov.msu.ru