Социально-психологический тренинг "Подготовка ребенка к устройству в семью"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Цель: осознание естественного опасения, уменьшение чувства тревоги при устройстве ребёнка на временное проживание в приёмную семью.

Задачи:

  • создать благоприятный психологический климат для работы группы;
  • способствовать осознанию причин естественного опасения при проживании в «гостевой семье»;
  • выделить алгоритм действий ребёнка при освоении новой деятельности (например, семейных обязанностей).

Материалы и оборудование:

  • графическое изображение домика на листе формата А4 (по количеству участников, рисунок 1);
  • набор цветных карандашей – 6 цв. (по количеству участников);
  • образец домика (рисунок 2);
  • ватман;
  • маркеры двух цветов.

I. Разминка.

Игра «Имитация» [1;18]

Цель: активизировать участников на работу.

Игра проводится в круге. Необходимо необычно рассчитаться на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши – шлепок по коленям. Вторые – два щелчка пальцами. Постепенно темп убыстряется. Таким образом, образуются пары для следующего упражнения.

Игра-знакомство «Мой сосед очень клёвый!»

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом.

Упражнение проводится в парах. В процессе общения участники должны задать друг другу интересующие вопросы (Как зовут? Где живёшь? Чем увлекаешься? Какую музыку слушаешь? Как учишься? и др) и собрать необходимую для знакомства информацию. А потом представить всем участникам своего собеседника, начиная со слов «Мой сосед очень клёвый!...». В конце упражнение обсуждается, про кого из участников узнали самое необычное.

II. Основная часть.

Беседа «Идём в гости» (Приложение 1).

Упражнение «Мой красочный дом».

Цель: осознание причин психологического дискомфорта при устройстве на временное проживание в семью.

Описание упражнения:

Участники тренинга сидят в свободном порядке.

1 этап. Участникам раздаются листы бумаги с графическим изображением домика (Рисунок 1). Необходимо раскрасить цветными карандашами дом так, как нравится (выполняют, показывают всем, обсуждают). Важно акцентировать внимание участников, что нет одинаковых домиков, так как у каждого человека своё видение, свои любимые цвета, индивидуальный вкус.

2 этап. А теперь нужно, по-возможности, перекрасить с помощью цветных карандашей раскрашенный вами домик так, чтобы он как можно больше был приближен к дому-образцу, который раскрасила я (Рисунок 2) (наложить другой цвет, подрисовать и др.). Представление результатов, обсуждение (Приложение 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого человека представления о доме, семье свои и ситуация, когда человек испытывает трудности, проблемы во время привыкания к жизни в другой семье является закономерной, нормальной. Бояться этого не надо, а нужно совершить правильные действия, чтобы быстрее привыкнуть.

Упражнение «Обсуждение действий»

Цель: выделить действия человека при освоении новой деятельности.

- Давайте посмотрим, какие действия вы совершали для того, чтобы подогнать свой вариант работы (домик) до образца? (При обсуждении этого вопроса необходимо разделить ватман на два столбика, в первом столбике записывать все действия по порядку: посмотрели, что не так, подумали, как исправить, какой карандаш взять, попробовали разные варианты, раскрасили, сравнили. Данные действия проговаривают сами дети, исходя из своего опыта).

- Что нужно делать, чтобы научиться новым действиям или действиям в новых обстоятельствах (например, расставить предметы в комнате по своим местам)? (Ребята предлагают ответы, исходя из первого столбика ватмана. Варианты ответов записываются во второй столбик: посмотрели, как должно быть сделано, уточнили у взрослого, запомнили, попробовали сделать, сравнили, переделали).

Необходимо акцентировать внимание участников, что каждый человек при освоении чего-либо нового имеет право на ошибку и это нормально и исправимо.

Игра «Моё Я»

Когда в семью приходит новый член семьи, жизнь её меняется (рассмотреть пример рождения ребёнка): появляются новые традиции, режим, быт, взаимоотношения на основе уже имеющихся. Поэтому, может вы внесёте в семью что-нибудь интересное. Дополните свои рисунки домика какими-нибудь деталями (труба, ставни, трава, солнце). Посмотрите, какие красивым стал дом, в который вы пойдёте жить и вы внесли в него свою лепту.

III. Заключение

Упражнение «Карниз» [1; 23]

Инструкция: постройтесь в шеренгу. Водящий должен пройти рядом с участниками, приставляя свой носок к носку стоящего в шеренге, не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешается придерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза». Выполняется по принципу «змейки»: первый идёт, затем второй, третий. Перешедшие занимают места в шеренге на другом конце.

Обсуждение:

  1. Легко ли было идти одному по карнизу?
  2. Что делали, чтобы удержаться?
  3. Какие чувства испытывали, когда находили поддержку?
  4. Легко ли было поддерживать человека?
  5. Какие чувства испытывали, когда поддерживали?

Вывод: гораздо легче идти по жизни не одному, а с близкими людьми, которые помогу, поддержат и дадут совет в трудную минуту.

Список литературы:

  1. Тренинги с подростками. //авт.-сост. Ю.А.Голубева и др. Волгоград, Учитель, 2009 – 206с.