Конспект интегрированного занятия (музыка + экология + развитие речи) с применением оздоровительных методик "Зимний лес полон тайн и чудес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Проведение интегрированного занятия, обеспечивающего каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о значении леса (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) в жизни человека.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, слухового восприятия через музыку, звуки природы; двигательную согласованность речи и движения.
  3. Укрепление здоровья ребёнка с помощью применения оздоровительных методик.
  4. Воспитание бережного отношения к лесу, умение видеть красоту родной природы.

Предварительная работа:

  1. Слушание классической музыки: «Времена года» П. Чайковского, «Зима» А. Вивальди, «Утро» Э. Грига, «Фея Зимы» С. Прокофьева,звуки зимы, зимнего леса.
  2. Знакомство с картинами И.И. Шишкина «Зима», А.М. Васнецова «Снег идёт», ДубовскогоН.Н. «Морозное утро», Кондратенко «Зимний вечер».
  3. Разучивание песен, попевок, логоритмических и пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики под музыку по данной теме.
  4. Экскурсии в краеведческий музей, лес, аптеку.
  5. Наблюдение за деревьями на территории детского сада.
  6. Чтение стихов и художественной литературы о лесе «Четыре желания» К. Ушинского, «Лесные картинки» И. Соколова-Микитова.

Оборудование:

  • Аудиозапись звуков природы, классической музыки.
  • Экологические пиктограммы.
  • Разноцветные шифоновые платочки.
  • Музыкальные инструменты.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную классическую музыку «Зима» А. Вивальди.

М.р.

Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки,
Вечер – бабушкины сказки! Что это?

Дети. Зима!

М. р. Сегодня у нас занятие волшебное, потому что зимний лес полон сказок и чудес!

Слайд-шоу «Зима» с использованием мультимедийного оборудования.

(на фоне просмотра зимних пейзажей звучит стихотворение Ф.И. Тютчева)

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован –
Лёгкой цепью пуховой.

М.р. А вы хотите побывать в таком лесу?

Дети. Да!

М.р. Мы должны помнить: лес – это окружающая нас природа, лес – наш друг и помощник. Лес – это родной дом для зверей и птиц и относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно. А так как чудеса находятся в самой далёкой, дремучей чаще, то идти нам далеко, а в пути вы увидите какое бывает северное сияние.

Музыкально-ритмическая композиция «Северное сияние», музыка из кинофильма «Снежная королева» (дети танцуют с шифоновыми платочками).

Воспитатель. Вот мы с вами и подошли к станции «Лесная». Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу.

Дети. Дети перечисляют названия деревьев.

Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?

Дети. Мороз не велик, да стоять не велит; в зимний холод всякий молод; много снега – много хлеба; спасибо, мороз, что снегу нанёс; два друга – мороз да вьюга!

Воспитатель. Мы пойдём через заснеженные поляны, высокие сугробы, непроходимыми тропами между деревьев (вой волка). По пути мы можем встретить птиц или животных.

Будьте внимательны, смотрите не только по сторонам, но и себе под ноги, а, то провалитесь в медвежью берлогу.

Звучит спокойная инструментальная музыка («Фея Зимы» С. Прокофьева).

(Дети двигаются под музыку змейкой, парами, по одному, четвёрками и одновременно выполняют условия игры.)

Игра «Будь внимательным».

(на звуковой сигнал дудочки, дети меняют направление или вид движения).

  1. «Сугробы» (двигаться высоко поднимая колени),
  2. «Густая чаща» (спиной назад),
  3. «Снежная поляна» (на лыжах),
  4. «Непроходимые тропы»(змейкой). В конце разворачиваются в круг.

Воспитатель: А в лесу то холодно, мороз крепчает, как бы нам не замёрзнуть. Давайте погреемся.

Валеологическая распевка «Наступили холода»

(массаж биологически активных зон, модель М. Картушиной).

М.р. Ребята! А вы знаете, что в таком чудесном лесу могут водиться «Злюки-Закорюки» и

волшебные Снежинки. Придумайте, какие они могут быть?

Дети. Злюки – сердитые, скрюченные, злые, мохнатые. Снежинки – лёгкие, красивые, пластичные, добрые.

«Музыкальная композиция Злюки–Закорюки» и волшебные Снежинки»

(психогимнастика, музыкальные контрасты)

Баба Яга (интерактивная доска). Фу-фу, русским духом пахнет. Сто лет русского духа видом не видывала, слыхом не слыхивала, а теперь сами ко мне явились. Кто такие? Что в моём лесу делаете?

Воспитатель: Ребята, кто это? Садитесь скорей! (дети садятся) Баба Яга, мы идём в лес, полный сказок и чудес!

Баба Яга. Не пущу! Вы не знаете правила поведения в лесу! Набезобразничаете, а мне потом отвечай за вас!

Воспитатель: Почему не знаем? Наши ребята любят природу. Они ходят по экологическим тропам, в городском музее знакомятся с птицами и животными нашего края, они многое знают!

Баба Яга. Будь, по-вашему! Я здесь в лесу разные экологические знаки расставила. Отгадаете, тогда посмотрим!

Воспитатель: Ребята, ну что же придётся отгадывать, а то не пропустит нас Баба Яга дальше в волшебный лес.

Экологические пиктограммы (интерактивная доска).

Баба Яга. Да! Ну и молодёжь пошла! Умные, всё знают! Всё равно не пущу! Пока сказку не расскажете! Ха-ха-ха, уж сказки точно не знают!

Воспитатель: Да почему не знаем! Мы не только расскажем, мы и покажем и споём.

«Бабка Ёшка» (речевая, музыкальная игра).

Баба Яга. Ваша взяла! Проходите в сказочный лес (Баба Яга пропускает в детей в лес).

Пьеса «Утро» Э. Грига (дети идут «по лесу»)

М. р. Вот мы с вами и в лесу

Артикуляционная гимнастика «Утро в лесу».

М. р. Давайте присядем, послушаем звуки леса и попробуем их отгадать.

Дети садятся на ковёр или на стульчики, слушают звуки леса (ветер, шум метели, скрип снега под ногами, вой волка, пение птиц) и называют их.

М. р. Молодцы! А вы слышали, как ветер поёт в лесу? Давайте изобразим голосом ветерок, который забрался на верхушку дерева.

Распевка по В. Емельянову.

(Дети распевают гласную (у), глиссандируя по полутонам, глиссандо вверх и вниз, показывая направление звука рукой.)

М.р. Ой, какой сильный ветер поднялся, садитесь скорей! (дети садятся)

М.р. Ребята, а кто знает красивое стихотворение о зиме?

Берёза. С. Есенин (на фоне классической музыки)

М.р. Так хочется в лесу среди этой красоты песню о зимушке спеть.

Песня «Налетели белые метели» музыка и слова М. Еремеевой.

Воспитатель. Пора собираться в обратный путь, в детский сад. Теперь мы дорогу в зимний лес знаем, и назад отправимся хорошей дорогой.

«Хорошая дорога» муз. М. Ложкина, сл. Т. Боровик (логоритимическая музыкальная игра)

Воспитатель. Вот мы и прибыли в детский сад.

М.р. Ребята, мы сейчас были в лесу и слушали волшебные звуки леса. А сейчас мы поиграем в прятки и попробуем изобразить различные звуки природы, леса с помощью музыкальных инструментов, пройдите за инструменты, начинаются музыкальные прятки.

«Игра в прятки» (элементарное музицирование).

«Сыграем в прятки» – сказала луна
С неба скатившись в лес (глиссандо на ксилофонах)
«Сыграем в прятки» – сказал ветерок
И за холмом исчез (игра с бумажными листочками)
«Сыграем в прятки» – сказала река
И к морю отправилась в путь (дуть на воду в стакане или через соломку)
«Сыграем в прятки» – сказала звезда
И спряталась за облака (лёгкие прикосновения молоточками к металлофонам)
«Сыграем в прятки» – сказала мышь
В норке шурша листом (шуршание)
«Сыграем в прятки» – рябчик пропел
И засвистел под кустом (глиняные свистульки)
«Сыграем в прятки» – сказала зима
Покрыв всё искристым снежком (волна на арфах, цитре)
«Сыграем в прятки» – сказал зимний лес
И погрузился в сон (все инструменты тихо играют и затихают).

Воспитатель. Какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?

Воспитатель. А ещё люди говорят: «Лес – это наше богатство» Как вы думаете, почему так говорят о лесе? (Ответы детей). Приглашаю вас на нашу выставку «Дары леса». Давайте рассмотрим экспонаты выставки.

Беседа по вопросам:

  • Что вы здесь видите?
  • Объясните, почему, на выставке оказались карандаши, игрушки, посуда, бумага?
  • Почему здесь находятся лекарственные травы?

М. р. Как видите, лес людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. Лес даёт нам вдохновение для творчества, радует своей красотой: летом – пышной зеленью, пением птиц; ранней осенью – золотой листвой, шуршанием листьев, а зимой лес красив в своём пушистом белом наряде.

М. р. Вот и закончилось наше необычное занятие. Давайте на прощание, покачаемся, как деревья на ветру.

«Деревья качаются» муз. М. Ложкина, сл. Т. Морозовой (статическое упражнение с пением на повышение выносливости нервной системы).

Дети. Деревья качаются раз, деревья качаются два, деревья качаются три, покружись, покружись и замри (дети поют и выполняют движения согласно текста, затем замирают изображая различные деревья).

М.р. 1 вариант. Что это, что это ай-я-я-яй, ну-ка попробуй, пойди угадай, может берёзка, а может сосна? Ой, и правда – это она! 2 вариант. Что это, что это ай-я-я-яй, ну-ка попробуй, пойди угадай, может коряга, а может быть пень? Ой, неудачный какой-то день! 3 вариант. Что это, что это ай-я-я-яй, ну-ка попробуй, пойди угадай, может быть пальма, кокос, ананас? Нет, не растёт он у нас.

М.р. Сейчас мы потянемся, достанем воробушка, он замёрз, отогреем его свои дыханием и отпустим, пусть летит к друзьям. Прощаемся.