Внеклассный кружок "Волшебный мир оригами"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа кружка «Волшебный мир оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Волшебный мир оригами» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ № 69».

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

Задачи:

  • Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
  • Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
  • Формировать представление об эстетических идеалах.

Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
  • соблюдать правила организации рабочего места.
  • соблюдать правила бережного использования бумаги.
  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
  • анализировать информацию, полученную из разных источников.
  • научатся различным приемам работы с бумагой.
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать в парах и рабочих группах.

Методы обучения и формы занятий:


В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


Формы подведения итогов:


• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,

Содержание программы.

Раздел I: Знакомство с оригами. (1ч.)

Тема 1. Знакомство с оригами. (Теория) Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Беседа по охране труда. Входная диагностика.

Раздел II: Квадрат – основная фигура оригами. (4)

Тема 2. Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Тема 3. Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Тема 4. Условные обозначения в оригами. (Теория) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Тема 5.Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) (Практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами.

Раздел III: Базовая форма «Треугольник» (5ч.)

Тема 6. Стилизованный цветок. (Практика) Научить складывать базовую форму « Треугольник».

Тема 7. Лисёнок и собачка. (Практика) Разметка сгибанием. Понятие о графических изображениях, их назначении. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

Тема 8. Яхта и пароход. (Практика) Приёмы чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.

Тема 9. Стаканчик. (Практика) Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты ( предметные и графические).

Тема10. Синица и снегирь. (Практика) Композиция «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.

Раздел IV: Базовая форма «Воздушный змей» (5ч.)

Тема 11. Кролик и щенок. ( Теория и практика) Знакомство с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.

Тема 12. Курочка и петушок. ( Теория и практика)Чтение сказки « Петушок и бобовое зёрнышко». Анализировать образец, пользоваться схемой.

Тема13. Утка. (Практика) Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.

Тема 14. Сказочные птицы. (Практика) Расширять словарный запас, чтение технологической карты. Составить образы сказочных птиц , оформить композиции с этими сказочными персонажами.

Тема 15. Композиция «Домашние птицы на лужайке».( Теория и практика)Беседа о домашних птицах. Заготовка изделий и составление панно .

Раздел V: Базовая форма « Двойной треугольник» (4ч.)

Тема16. Рыбка и бабочка. ( Теория и практика)Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Тема 17.Головастик и жук.(Практика) Отработать приёмы складывания модулей. Оформление изделий и украшение.

Тема 18. Лилия. (Практика) Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.
Тема 19. Композиция «Водоём».
(Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия в виде морского дна.

Раздел VI: Базовая форма «Двойной квадрат» (3ч.)

Тема 20. Жаба. ( Теория и практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Тема 21. Стрекоза. ( Практика)Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.

Тема 22.Композиция «Островок в пруду». ( Практика)Составить композицию. Работать группами. Сделать выставку.

Раздел VII: Базовая форма « Конверт» (3ч.)

Тема 23. Пароход. ( Теория и практика)Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение узорами на выбор.

Тема 24. Подводная лодка. ( Практика) Приготовить базовую форму. Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

Тема 25. Композиция «В море». ( Практика) Используя приготовленные поделки составить композицию и подготовить к выставке.

Раздел VIII: Цветы к празднику 8 марта. (3ч.)

Тема 26. Открытка «Букет гвоздик» (Теория и практика)8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Легенда о гвоздике. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Тема 27. Бутоны роз. Композиция «Букет роз». ( Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Тема 28. Подснежник. ( Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Раздел IX: Впереди – лето!» (2ч.)

Тема 29. Парусный кораблик. (Теория и практика)Приготовить базовую форму. Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

Тема30. Весёлое письмо. ( Практика) Складывание фигуры по диагонали, захватывая маленький треугольник, не используя базовые формы. Нарисовать смешную мордашку.

Раздел X: Подведение итогов. (3ч.)

Тема 31. Оформление выставки. ( Практика) Выставка моделей, изготовленных в течение года.

Тема 32. Конкурс «Самые умелые руки». ( Практика)Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Тема 33. Итоговое занятие «Чему научились за год». (1ч.) ( Практика) Подведение итогов работы за год.

Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»

Учебно-тематический план (таблица 1)

Методическое обеспечение. (таблица 2)

Дидактический материал : карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Список литературы для педагога.

    1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
    2. 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
    3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
    4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
    5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
    6. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
    7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
    8. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
    9. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001

Литература для учащихся:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г.