Долгий путь бутерброда… или Гигиена питания

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность данного урока:

  1. Воспитание мотивации к здоровому образу жизни.
  2. Система заданий и вопросов на занятии составлены с учетом уровней сформированности навыков и умений обучающихся, с их возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
  3. Создание условий для автоматизации и актуализации опыта полученного на уроке учащимися.
  4. Урок построен с использованием здоровьесберегающей технологии 10-10-10 (=35 минут, т.к. 5 минут на 2 динамические паузы)
  5. Коррекция эмоциональной адекватности поведения учеников, как одна из важнейших направленностей обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
  6. Интеграция обучающихся в современное общество. Достижение максимально возможной, независимой и самостоятельной жизни каждого ученика.
  7. Использование данной разработки занятия (урока) возможно для начальной ступени образования в общеобразовательных учреждениях.

Педагогические технологии данного урока:

  • Здоровьесберегающая технология.

Продолжительность урока (10+10+10) – 35 минут, урок состоит из 10 частей с чередованием различных видов работ + 2 динамические паузы (гимнастика для глаз и физ.минутка). Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:

  1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
  2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
  3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
  4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
  • Элементы репродуктивной технологии.

Для детей с лёгкой умственной отсталостью активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации очень важно. Использование данной технологии значительно экономит время урока. Применение этой технологии не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения.

  • Информационно-коммуникативная технология обучения.

Процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, одним из средством осуществления которых является ПК и мультимедийный проектор.

Цель урока: Углубить знания учащихся о гигиене питания, формировать у детей целостное восприятие потребностями здоровьесбережения, дать ученикам представления о здоровом образе жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнение и расширение представлений о гигиене питания, о режиме дня.
  • Введение новых знаний о «здоровой» и «нездоровой» пище.
  • Углубление навыка составления простого распространенного предложения.
  • Активизация лексического словаря.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие умения строить простые логические связи.
  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнения в запоминании.
  • Коррекция мышления на основе упражнения в установлении закономерностей.
  • Развитие наблюдательности учеников в процессе образования.
  • Развивать грамотную связную речь учащихся, умение рассуждать.

Воспитательные:

  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
  • Воспитание мотивации к здоровому образу жизни, любви к самому себе, своему здоровью.
  • Воспитание национальной гордости на примере народной мудрости – пословиц.
  • Воспитание чувства поддержки, умения работать в коллективе.

Словарь занятия: Режим дня, здоровая пища, гигиена питания, русские пословицы, гигиена питания, регулярно, разнообразно, размеренно, чувствительность и благодарность

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, выписанные народные пословицы «Здоровье близко: ищи его в миске», «Когда я ем, я глух и нем» и др., портрет А.С.Пушкина, учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» 3 класс.

Ход занятия

I. Организационный момент. (1 мин.)

  • Ученики вошли в класс
  • Поздоровались с учителем

Настроились на занятие и сели за парты (слайд 1)

II. Вводная часть занятия (Повторение ранее изученного). (3 мин.)

– Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми словами и знаниями. Кто хочет и готов?

Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчетливо представляют себе, как можно их с пользой применить. И сегодня мы заполним этот пробел, в достижении цели урока нам поможет авторитет А.С.Пушкина и русские народные пословицы, которым мы не можем не верить.

Эпиграфом к уроку станут слова А.С. Пушкина: "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная".

Но для начала давайте отгадаем загадки о предметах чистоты и гигиены.

Вспомнит, где, когда и как мы их используем?

Повторим правила утренней гигиены тела.

– Отгадайте загадки:

Я возьму в свои ладошки
Эту маленькую крошку.
Отмывает всё подряд.
Я душистой крохе рад!
Чтобы тело чистым было,
Славно мылит это... (Мыло)

Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)

III. Тема занятия. (1 мин.)

– Давайте дружно прочитаем тему сегодняшнего урока

Долгий путь бутерброда… или гигиена питания.

А история бутерброда рассказана в стихах:

Чудак математик
В Германии жил
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел бутерброд. (слайд 2)

IV. Игра-«дискуссия». (5 мин.)

– А что же лучше и полезней для твоего здоровья?

 БУТЕРБРОД
К.Чуковский
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную Булку

СУП
Л. Цветков
Из мяса, зелени и круп,
Картошки, сала
Моя мама сварила суп,
Жаль только, мало.
Он долго булькал на огне,
Томясь под крышкой,
И наконец, явился мне.
Да, мало слишком.

 (слайд 3)

Правильно – супа, каши, борщи и щи гораздо полезнее любых бутербродов.

И не зря русские поговорки о каше и щах:

  • «Где щи, тут и нас ищи»
  • «Щи да каша – пища наша»
  • «Кашу маслом не испортишь»

Что же надо делать, чтобы прожить всю жизнь бодрым, здоровым и забыть про докторов?

Мы с вами сегодня на уроке постараемся найти ответы и открыть все секреты что надо делать, чтобы быть здоровым. (слайд 4)

V. Динамическая пауза (Гимнастика для глаз). (2 мин.)

Расширение поля зрения.

А сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку для наших глаз.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. (слайд 5)

VI. Изучение нового материала. (10 мин.)

Мы хотим и должны быть всегда весёлыми, здоровыми и жизнерадостными. Для этого надо выучить, всегда помнить и пользоваться нехитрыми правилами.

Давайте выучим 7 правил здоровья.

Всего 7!

Но они очень важные.

1 и главное – никогда не садитесь за стол с грязными руками. (слайд 6)

Это очень просто – мыть руки. И очень важно. Сколько микробов мы убиваем простым мылом…

2 правило вы мне расскажите сами, прослушав стихотворение:

Хороша морковка с грядки!
И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.
Часто врач спешит на помощь,
Где едят немытым овощ,
Там живот болит, озноб,
А всему виной – микроб.
Он малюткой-невидимкой
Ждет на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест
Горсть немытых ягод съест?
Лето – время закаляться,
Загорать, в реке купаться,
Но в веселье развлечений
Не забудь о гигиене!(слайд7)

3 правило – Необходимо правильно питаться

Пища должна быть разнообразной. Но что стоит за этими словами? Ведь в последние годы появилось столько систем питания, и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.

А что ты ешь? (слайд 8)

4 правило – Есть регулярно, а лучше пять раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство
голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

Никогда не переедай!

В пословицах это звучит так: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу», «Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания»

(слайд 9)

5 правило – «О вредной и Здоровой пище»

Послушайте две мудрых мысли и давайте постараемся ответить, почему и какая пища бывает «Вредной» для здоровья: "Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты". (А.С. Пушкин) или русская поговорка «Здоровье близко: ищи его в миске». (слайд 10)

6 правило – не следует разговаривать, смотреть телевизор или читать книгу за едой. Русская пословица «Когда я ем, я глух и нем».

Как ты её понимаешь? (слайд 11)

Правильно. Отвлекаться от еды не надо. Ешь не разговаривая с полным ртом – это и не красиво и вредно.

7 правило – необходимо тщательно пережёвывать пищу

И опять приходит нам в помощь народная мудрость"Кто долго жует, тот долго живет", "Хорошо прожуешь – Сладко проглотишь " (слайд 12)

VII. Динамическая пауза. (3 мин.)

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели, встали!
Снова сели!
А потом всю кашу съели. (слайд 13)

VIII. Итог урока. (5 мин.)

А что же выбрал бы ты? И почему?

Давайте поможем и мальчику сделать правильный выбор.

Как вы можете объяснить такую русскую пословицу – «Хлеб да вода – здоровая еда»

(слайд 14)

IX. Домашнее задание. (3 мин.)

Вы увидели картинку на экране.

Это уже взрослый человек, проживший достаточно много лет…

Но будет ли здоров этот человек?

Подумайте и объясните своё решение. (слайд 15)

X. Окончание занятия. (2 мин.)

Мы открыли урок высказыванием Пушкина, и закончить хочу его же словами: "Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность".

Подумайте, что имел в виду поэт.

Спасибо всем вам. (слайд 16)

Приятного аппетита и будьте здоровы!

Продолжительность урока – 35 минут.

Урок состоит из 10 частей с чередованием различных видов работ + 2 динамические паузы (гимнастика для глаз и физминутка).

Иллюстрации для презентации: (слайд 17)

  • www.liveinternet.ru/users/light2811/rubric/1592778/
  • mosmenu.ru/article.php?subitem=1&sa=0100
  • raining.ru/tag/uslovie/
  • dietandfood.webs.com/vegetablesandfruits.htm
  • www.xmao.strana-krasoty.ru/body/58-uprugost-kozhi-posle-diet-i-beremennosti-soxranit-vernut-uluchshit.html
  • povarewka.ru/news/13-0-3
  • waterschool7.edusite.ru/p34aa1.html
  • phtiziatr.ru/news/?pag=248
  • www.egypt.ru/cfood.php
  • www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=23423&page=58
  • www.medicus.ru/dietology/dietology/pats/dietology/pats/?cont=articles&startrow=221
  • hi.dn.ua/zdorove/ctranitsa-2-1666666666667
  • www.moscmed.ru/review/problemi.html
  • www.umelyeruchki.ru/uyut-v-dome/poleznye-sovety?start=5