Запреты и приметы

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование знаний детей о приметах и запретах.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с ненецкими запретами и приметами
  • Способствовать формированию коммуникативной культуры
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к людям, животным и окружающей среде.

Время проведения: 30 минут.

Место проведения: игровая группы (семьи) №1-2.

Форма проведения: беседа.

Участники: 1-5 классы.

Ожидаемый результат: воспитанники узнают приметы, запреты, наставления ненецкого народа.

Оборудование: название темы, эпиграф занятия, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Как много дедовских примет
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о приметах и запретах. Какие приметы вы знаете? (воспитанники отвечают, воспитатель – уточняет)

Нельзя стучать по чуму, начнется пурга.

Какие запреты знаете, слышали от взрослых?

Нельзя игрушки оставлять не собранными – ведьма будет играть игрушками, нельзя плевать в огонь – язык опухнет, нельзя вечером баловаться громко кричать – у хозяина земли заболит голова.

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. Тундровые ненцы всегда воспитывали детей, опираясь на правила-наставления: «Почитание родителей»: «Взрослым станешь отца и мать не забывай»

Почему так говорят?

Бережное отношение к старым и слабым: «Не дразни хворого – сам станешь таким»

Почитание священных животных и птиц: «О гуляющем на воле волке зря не говори – на наших оленей нападет».

Каких животных чтут ненцы? (медведь, волк)

Каких птиц чтут ненцы? (лебедь, гагара)

Молодцы!

Воспитатель. А теперь давайте вспомним запреты-заповеди:

  • «Не плюй на огонь – язык опухнет»
  • «Не кидай в воду камни – хранителю воды в глаз попадешь – нас без рыбы оставишь»
  • «Не стой, когда ешь, – плохую привычку войдет».

Воспитатель. Ненцы часто упоминают народные поверья, связанные с правилами труда, сборки чума, чаепития, гостевания, поминок и т.д.

Один из самых известных культов – культ оленя. Ненцы почитают священных оленей: вожака, менаруя, важенок.

Воспитатель. А какие приметы вы знаете?

  • Гагара на воде кричит – дождь накликает.
  • Солнце вечером краснеет – день будет ветренным.
  • Много грибов – много белок будет.
  • Если собака стоя на ногах качается – хозяину предстоит дорога.
  • Нельзя переступать через собаку – растопчешь свое счастье.
  • Мальчик не должен скрести с посуды остатки пищи – будет неудачливым охотником, рыбаком.
  • Мальчик не должен есть хвостовую часть рыбы. Почему?
  • Если девочка без причины прокалывает несколько раз на себе одежду – это к покойнику.
  • Грех накладывать шов на старый шов – ослепнешь в будущем.

Воспитатель. Ребята, о чем мы говорили на этом занятии?

Какие правила-наставления вы запомнили?

Какие запреты вы запомнили?

Какие приметы узнали на занятии?

Воспитатель. Молодцы! Сегодня на занятии внимательно слушали и активно работали Анжела, Настя, Геля, Аня. До свидания.

Литература: Федорова Л.В. Северные родники. – Сыктывкар: АО «Коми республиканская типография», 1995.