Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни с ДЦП с поражением нижних конечностей

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: «Звук и буква У»

Цели:

  1. Продолжать формирование элементарных представлений о речевых звуках, о звуке [у], закреплять знания об органах артикуляции, уточнить произношение звука [у], учить слышать заданный звук изолированно, в слогах, в словах. Познакомить с буквой У. Продолжать учить составлять предложения с опорой на картинку.
  2. Коррекция слухового внимания на основе упражнений в узнавании и различении.
    Коррекция зрительной памяти в упражнениях на запоминание. Коррекция мышления на основе упражнений в конструировании и соотношении. Развитие просодической стороны речи и речевого дыхания в упражнениях на логопедическом тренажере «Дэльфа 142». Профилактика нарушений зрения в упражнениях для глаз.
  3. Продолжать воспитывать потребность в общении, мотивацию к высказыванию.

Оснащение: логопедический тренажер «Дэльфа142», игрушка (улитка), символы для артикуляционной гимнастики, зеркало, предметные картинки со звуком [у] (утюг, удочка, улитка, паук, утка, уж, кубики, лук), буква У, бубен, дидактическая игра «Где спрятался звук [у]», дидактическая игра «Я умею читать по рисункам», дидактическая игра «Чего не стало».

Ход занятия

  1. Кинесиологическое упражнение «Перекрестные движения»: правую руку опустить на левое плечо, левую – на правое плечо, правой рукой взяться за левое ухо, левой рукой –за правое ухо, правую руку положить на левый глаз, левую руку на правый глаз (каждое упражнение повторить 3-4 раза).
  2. Организационный момент. В гости пришла улитка Уля, педагог:
    - Уля просит угадать ее любимый звук, послушав название картинок (утюг, удочка, кубики, лук) и определив одинаковый звук. Ребенок выделяет звук [у].
  3. Характеристика звука. Педагог:
    - Какой звук мы произнесли? Что делаю губы, когда мы произносим звук [у]? Что делает язык? Мешает ли что-нибудь произносить звук [у]? Включаем ли мы голос, когда произносим звук [у]?
  4. Артикуляционная гимнастика. Педагог:
    - Чтобы хорошо произносить звук [у], надо потренировать губы , щеки, язык. Послушай сказку о «Веселом язычке» и выполняй упражнения вместе со мной: «Жил был Веселый язычок, рано утром он спал в постельке (упражнение «язычок в постельке»), тут засветило ярко солнце и язычок улыбнулся («улыбка»), открыл свое окошко («окошко»), и выглянул на улицу («лопаточка»), потом он посмотрел по сторонам («часики»), и решил погулять. На улице он увидел качели и стал качаться («качели»), потом стал играть в футбол («футбол»), мама позвала домой помочь постряпать блинчики («месим тесто»), Веселый язычок наелся блинчиков и после обеда отправился в свою постельку («язычок в постельке»).
  5. Произношение звука [у], с использование логопедического тренажера «Дэльфа 142».Упражнения для голоса и дыхания «Елочка», «Репка». Логопед:
    - Предлагаю тебе порадовать улитку и зажечь на елочке свечки. Сейчас ты будешь длительно произносить звук [у], пока все свечки не зажгутся.
    - Давай покажем улитке Уле, какие герои помогали дедушке вытаскивать репку. Для этого длительно произнесем слоги «му, бу, ду». Ребенок длительно произносит слог и на экране постепенно появляются все герои сказки и дед вытаскивает репку.
  6. Выделение заданного звука из ряда гласных. Игра «Волшебный бубен». Педагог:
    - Улитка Уля предлагает поиграть в игру на внимание –когда услышишь звук [у], стукни в наш волшебный бубен.
  7. Знакомство с буквой У с использование логопедического тренажера «Дэльфа». Педагог:
    У – с улиткою дружна,
    Носит рожки, как она.
    - Посмотри на эту букву. Обведи ее пальчиками. Выложи букву У из палочек, из скрепок. А теперь составим букву на компьютере. На экране –контур буквы, ребенок с помощью мышки перетаскивает и вставляет в контур части буквы.
  8. Закрепление буквы. У на логопедическом тренажере «Дэльфа 142». Упражнение «Найди букву У». В верхней части экрана – буква У. Ребенок должен выбрать из ряда букв (внизу экрана) букву, совпадающую с образцом и щелкнуть по ней мышью.
  9. Зрительная гимнастика. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Чтобы глаза наши зорче были,
Чтоб в очках нам не ходить.
Эти легкие движения предлагаю повторить:
Вверх посмотрим, вниз посмотрим.
Влево, вправо –побыстрей.
Удивимся- что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!

  1. Соотнесение звука и буквы. Дидактическая игра «Подбери картинки». Педагог:
    - Улитка Уля очень любит играть в прятки. Вот и сейчас спрятала звук [у] в названиях картинок. Надо найти эти картинки и нарисовать дорожки к букве У. Ребенок проговаривает названия картинок (уж, дом, ус, сад, лук, кит), четко пропевая гласный звук, определяет слово с заданным звуком и соединяет линией картинку с буквой У.
  2. Произношение звука [у] в словах в дидактической игре на внимание «Чего не стало?».
    Педагог раскладывает перед ребенком предметные картинки: паук, кенгуру, суп, куст, муха, предлагает назвать и запомнить. Ребенок закрывает глаза, педагог прячет картинку. Ребенок должен угадать - чего не стало.
  3. Закрепление звука и буквы У в предложениях. Дидактическая игра «Я умею читать по рисункам». Педагог предлагает прочитать предложения в которых используется буква У и картинки (рис №1):
    У утки утята.
    У улитки удочка.
    У паука паутина.
    У куклы шуба.
    У клоуна бубен.
  4. Итог занятия:
    - Кто приходил к нам в гости? Какой любимый звук у улитки Ули? С какой буквой мы познакомились?

Использованная литература:

  1. Сычева Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников.- М.: Прометей, Книголюб, 2002. -96 с.
  2. Косинова Е.М. От звука к слову. Логопедический практикум. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.- 120 с. – (Лучшие методики)
  3. Школьник Ю.К., Золотарева Ю.Е. Учимся читать: Пособие для дошкольного обучения.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 128 с.
  4. Логопедический тренажер «Дэльфа -142.1» для специальных 9коррекционных школ. Версии программного обеспечения 1.5 и 2.0: Практическое руководство. – М.: Дэльфа М, 2008. -129 с.