Игровые технологии при изучении ОБЖ в начальной школе. 2–4-й класс

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназия имени А.С. Пушкина г.Шахты Ростовской области ведется преподавание ОБЖ во 2-4 классах выделено за счёт инвариативного часа . Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой область знаний, охватывающую теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Он предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания, и, различных видов деятельности человека, для определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни и основ личной гигиены.

Данный курс предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека. Учить учащихся определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать самозащиту и взаимопомощь в случае проявления опасностей.

Приведу пример игрового урока по теме: «Как могут стать опасными обычные домашние вещи» в 1 классе.

Тип урока: игровой урок – обобщение ранее усвоенных навыков.

Цель: формирование понятий «опасные предметы в помещении», «безопасность в доме», «причины опасных ситуаций в доме»; формирование мотивов к безопасному поведению в доме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • закрепить умение находить выход из опасных ситуаций и как их можно избежать

Развивающие:

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении нестандартных задач;
  • развить способность к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в групповых и коллективных формах обучения;
  • возбудить интерес к изучению предмета.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся внимательности, аккуратности, последовательности, чёткости в процессе выполнения заданий.

Материалы: компьютер, видеопроектор, проекционный экран, презентация «Домашние вещи могут быть опасными», песня домовёнка Кузи – запись, дидактические игры «Четвёртый лишний», круги для рисования, знак «проезд запрещён», мультипликационный «Уроки тётушки Совы».

Ход урока

1 слайд

I. Организационный момент

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по квартире. И в путешествие мы с вами возьмём своего старого знакомого.

2 слайд

Догадались кто это?

Правильно. (Звучит песня домовёнка Кузи)

Так кто же такой Домовой? По представлениям наших предков это дух, хранитель дома. Существо таинственное, способное совершать как добрые дела, так и не очень.

Считается, что в каждом доме живет домовой — покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах — под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.

Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково — очень уж он большой охотник до ласкового слова.

Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!»

Ну а мы с вами пригласили Кузю, чтобы показать и рассказать, как мы правильно умеем обращаться с домашними вещами и содержать свой дом в порядке.

II. Повторение пройденного материала

3 слайд – знак «Проезд запрещён»

– Что обозначает этот дорожный знак?

– А сегодня на занятии, он нам поможет определить, какие домашние вещи могут быть опасными, запрещены для самостоятельного пользования маленьким детям.

4 слайд – тема занятия

– Давайте вспомним, что же может быть опасным в доме?

III. Дидактическая игра «Обведи опасные предметы»

Детям предлагается обвести на иллюстрации опасные предметы, которые могут быть опасны. Давайте проверим и покажем Кузе, что же вы обвели.

5 слайд – проверка

6 слайд – колющие предметы

– Давайте вместе подумаем и расскажем Кузе, почему в эту комнату страшно войти.

– Да, первая опасность в доме – острые предметы.

Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.

7 слайд – лекарства

– Правильно, ребята, лекарства бывают очень опасны, и мы сейчас расскажем Кузе, что они нужны, если их выписывает врач. А здоровому человеку они могут сильно навредить.

Дети читают стихотворения:

8–10 слайды – на фоне чтения стихотворений.

Витамины и вкусны
И полезны, и важны.
Только помните, друзья.
Их без меры есть нельзя.
Доктор рассказать,
Как их нужно принимать.

Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.

Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?

Следующая опасность в доме Кузя – это бытовая химия

11 слайд – бытовая химия

– А это что такое?

Бытовая химия, т.е. стиральные порошки, средства для мытья посуды, вещества в аэрозольных баллончиках, например отрава для мух – это тоже очень опасно и нам трогать нельзя.

12 слайд – яд

Химикаты – это яд
И не только для ребят!
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить!

IV. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

13 слайд

– Путешествуем дальше по нашей квартире. Выберите лишний предмет из предложенных картинок. И какая следующая опасность? Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара. Давайте вспомним, какие загадки об электрических приборах мы знаем и загадаем их Кузе.

V. Загадки

14–19 слайды

И зимой, и летом
Холод в нём и лёд.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережёт.

Она висит под потолком,
Её подвески из стекла,
Её мы включим вечерком,
И станет комната светла.

Он сосёт и пыль и сор,
Чистит кресла и ковёр.
В доме мусор собирает
И ни разу не чихает.

Мокрые волосы после мытья.
Быстро сумею высушить я.

Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Бельё чистым возврати».

Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый»

– Уходя из комнаты или дома, обязательно выключайте электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Не подходите к оголённым проводам и не дотрагивайтесь до них руками.

VI. Новый материал

– Ну, что же поведём Кузю дальше путешествовать по квартире. А знаете ли вы, ребята, какая ещё есть опасность? Это опасность невидимая и неслышимая, которая тоже может привести к пожару.

20 слайд – газовая плита

Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. В-третьих, он может стать причиной пожара.

VII. Инсценировка стихотворения «Советы мамы»

21 слайд – кухня

На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:

– К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!

22 слайд

Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 04.

– Газ – очень опасен. Поэтому вам необходимо запомнить правила:

23 слайд

  • Почувствовав запах газа, срочно скажите об этом взрослым.
  • Сразу же откройте окна и проветрите квартиру.
  • Проверьте, закрыты ли краны на плите.
  • Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички.
  • Позвоните по телефону 04.

– Очень часто утечка газа бывает причиной пожара. Скажите, ребята, что же мы должны сделать, если случился пожар.

24 слайд

Знает каждый гражданин
Этот номер  – 01,
Если к вам придёт беда –
Позвони скорей туда.
А если нет телефона –
Позови людей с балкона.

VIII. Просмотр мультфильма

– А сейчас мы познакомим Кузю с нашей старой знакомой тётушкой Совой, которая напомнить нам правила поведения дома.

IX. Закрепление материала

– Ребята перед вами три цветных круга. В зелёном круге нарисуйте то, что можно брать самому, без взрослых. В жёлтом – что можно брать на глазах у взрослых. В красном нарисуйте то, что могут делать только сами взрослые.

X. Итог занятия

Какие правила надо знать, чтобы жизнь в своём доме, в квартире стала безопасной.

25 слайд

Приложение.