Урок музыки "Польская музыка". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.

Задачи

Познакомить:

  • историей возникновения польских танцев «полонез» и «мазурка;
  • с творчеством польских композиторов М.Огинского и Ф.Шопена.

Развивать умение:

  • работать с текстом, находить в нём главные мысли и опорные слова;
  • выразительно исполнять музыкальное произведение (звуковедение, дикция, пение в унисон, фразировка, динамика, интонация, ритм);
  • анализировать музыкальное произведение.

Воспитывать эстетический интерес к музыке разных народов.

Структура урока

Организация начала урока

  1. Вход в класс
  2. Эмоционально-психологический настрой на урок
  3. Музыкальное приветствие

Основная часть

  1. Вокальная работа
    • распевание (артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения на развитие голосового аппарата
    • исполнение песни по желанию ребя
  2. Беседа по теме урока
  3. Рассказ учителя «Польская музыка» (презентация) и слушание музыки
  4. Работа в группах
  5. Презентация работы групп
  6. Знакомство с польской народной песней в обработке А.Сигединского «Кукушка»
    • Слушание
    • Разучивание
    • Исполнение
  7. Практическое задание (Вопрос-тест)

Итог урока

  1. Подведение итогов - тестирование
  2. Выход из класса

Ход урока

1. Вход под звучание современной польской песни (приложение 1)

2. Эмоционально-психологический настрой на урок

Учитель: Улыбнитесь друг другу, начинается наш урок, я рада вашим улыбкам и надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного.

3. Музыкальное приветствие

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок.

Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

4. Вокальная работа

  • распевание (артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения на развитие голосового аппарата
  • исполнение песни по желанию ребят

5. Беседа

  • Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
  • Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
  • Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)

6. Рассказ учителя «Польская музыка»

Слайд 1

Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.

Слайд 2

Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.

Слайд 3

Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.

Слайд 4

Самые ранние из польских музыкальных композиций (например, манускрипты полифонической музыки, найденные в Старом Сонче), датируются XIII веком. Примерно в это же время была написана «Богородица», самая старая известная польская песня. Но первый известный польский композитор, Миколай Радомский, жил в XV веке.

Слайд 5

Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.

Слайд 6

Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11

История происхождения танца:

Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.

Интересно:

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Слайд 12

В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.

 

Типичный ритм полонеза

Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.

Слайд 13

Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.

Михаил Клеофас Огинский приобрел большую известность среди любителей музыки благодаря своему полонезу «Прощание с Родиной», о котором он говорил, что это «полонез не для танца». Задушевная мелодия не похожа на тему торжественного полонеза, лишь в средней части отчетливо слышится характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной.

Дата рождения: 25 сентября 1765

Место рождения: Гузув, Речь Посполитая

Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)

Профессии: политический деятель; композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Слушание: М.Огинский, полонез «Прощание с Родиной».

Слайд 14, 15, 16, 17

История происхождения танца:

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Слайд 18

Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.

Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

Типичный ритм мазурки

Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.

Слайд 19

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Слушание: «Мазурка» Ф.Шопена

7. Работа в группах «Знакомство с композитором»

Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.

8. Презентация работы групп

9. Вокальная работа:

    • знакомство с польской народной песней «Кукушка» в обработке А.Сигединского (беседа о содержании);
    • построчное разучивание песни;
    • выразительное исполнение по группам.

10. Практическое задание 4 (Слайд 20):

Вопросы-тесты для закрепления нового материала:

  1. Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
  2. Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
  3. Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
  4. Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
  5. В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)

Д/З: нарисовать иллюстрацию к уроку «Польская музыка», составить по ней небольшой рассказ.

11. Подведение итогов, выставление оценок

12. Выход из класса под музыку по желанию ребят (прозвучавшую на уроке)