Урок математики в 5-м классе "Математический паноптикум"

Разделы: Математика


Основные цели:

  • Показать практическое применение изучаемой теории – умения умножать и делить     десятичные дроби на натуральное число.
  • Развивать умение решать уравнения, текстовые задачи, развивать вычислительные навыки, речь учащихся, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Развивать умение решать логические  задачи.
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные компетенции.
  • Формировать универсальные учебные действия (формирование активности, взаимопомощи, коллективизма, творческого отношения к делу, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки).

ХОД УРОКА

Этап урока

Выполняемые задания

Комментарии

1. Самоопределение
к деятельности.

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. Оргмомент

Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Урок – «Математический паноптикум».
А знаете ли вы, друзья,

– Что такое паноптикум?
– Как узнать значение этого слова? (Толковый словарь, Интернет).
– Кто нам поможет это сделать?

Паноптикум – собрание уникальных предметов, редкостей, интересных фактов.

– А вы бы хотели сейчас  узнать интересные факты, уникальные создания природы и т.д. (Хочу!)
Как вы думаете можно ли это сделать на уроке математики и как? (Можно выполняя различные математические задания.)

– Вы готовы к работе? Вот и приступим. Желаю успеха!

Устная работа

Вас ждет интересное слово, если вы правильно решите примеры и расставите буквы над числами  (самостоятельно).

3,3 • 2 = 6,6         О         12,5 • 8 = 100 .    М          0,04 : 2 = 0,02      Н  
22,22 : 11 = 2,02   У        5 – 3,2 = 1,8          Л          4,78 •100 = 478   Г
2,4 : 2 = 1,2           Д        О,5 • 4 = 2            Ж          2,4 • 11 = 26,4     А

1,2 2 6,6 100 6,6 1,8 2,02 0,02 478 100 26,4
Д Ж О М О Л У Н Г М А

Если у вас все правильно, поставьте на полях  +
Назовите слово.
Вы знаете, что это?
– Это высочайшая горная вершина мира. Кто знает ее второе название? (Эверест).
Узнаем ее высоту.

17,696 : 2 = 8,848км.

– Эта вершина  – мечта любого альпиниста. А покорена ли она?
Вычислим в каком году.

21,7 • 90 = 1953

По данным на 2007 год на вершине Эверест побывало 2438 чел, 210 погибло при восхождении.
Великий поэт и музыкант Владимир Высоцкий писал:
«Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал».

– Кто нам скажет: «Где находится эта вершина?»  (В Больших Гималаях на границе Китая с Непалом.)
– Вы хотели бы увидеть ее?

И наступят тяжелые времена
И будет Неизветная Величина
О, её спаситель, за дело возьмись,
С этими уравнениями разберись.

Фронтальная работа

0,3 + х = 1
1,2 – х = 0,2
4х – 3х = 2
112,8 • х = 0
0 • х = 15,8
0 • х = 0
х2 = х

Решения обсуждаются и анализируются ошибки.
Найдем цену деления шкалы.

Подводим итог 2 этапа урока. Какие действия мы выполняли?

Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число. Ошибки проанализированы. А что нам поможет избежать ошибок в дальнейшей работе?
Знание правил. (повторяем правила).

Создание условий для  включения учащихся   в деятельность на  личност но зна чимом уровне (хочу!) выделение содержа тельной области (могу).

 

 

 

 

 

 

Закрепление ЗУН, необходимых для работы на уроке, тренирует мыслительные операции
(внимание, память, речь), умения анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

 

Самоконтроль.
Выявление затруднений, анализ ошибок

3. Формулирование   темы и цели урока Сформулируйте тему нашего урока

Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Применять наши знания и умения – умножать и делить десятичные дроби на натуральное число при решении примеров, уравнений, задач.

 
4. Повторение и закрепление изученного. Закрепление изученного.

Выполняем задание №1 в парах по рядам.
Вычислите и сделайте проверку.

1 ряд

261,6 : 8
7 : 2

2 ряд

17,78 : 7
2,3 : 40

3 ряд

4,8 : 32
823,4 : 23

– Послушаем одного представителя от пары. Оцените ответы ребят.

Самостоятельная работа в парах + взаимопроверка.
Презентация ответа одним ученииком, пары.
  Задание № 2  (логический квадрат)

Узнаем название самого крупного быка в мире.

Запишите в свободные клетки квадрата числа, чтобы  квадрат был логическим  по сложению

0,8   1,2
  1,1 0,7
1    

Выпишите эти числа по возрастанию и поставьте точки, соответствующие им на координатном луче.

1,2 1,5 1,3 1,45 0,9 1,4
К Р У М З Б

Послушаем одного представителя от пары. Оцените ответы ребят.
Укажите рациональный способ сложения в первой строке. И во всем квадрате.
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием в парах.

Задание № 3  каждый из вас выберет в соответствии со своими силами.

Решим уравнения и узнаем длину, высоту, вес зубра.

2у + 3у = 17,5
7х – 5х + 23,5 = 423,5
(2х + 0,5) • 4 = 10

Рекламная пауза!

Рекламируется Зубропитомник в Токсово.

Решаем задачу:

Расстояние от Колпино до Токсово  84 км.
Мы поедем на автобусе со средней скоростью 60 км в час. Во сколько надо выехать из школы, чтобы успеть на экскурсию, заказанную на 11часов?

Ответ: 9,6 ч = 9 ч 36 мин

– Поедем на экскурсию?

Задание № 4. Фронтальная работа.

Решаем задачу:
Масса зубра в 6 раз меньше массы слона, а масса слона на 4,5т больше массы зубра. Какова масса каждого животного?

Самостоятельная работа.

Задание № 1. Практическая работа

Определить цену деления шкалы и координаты точек  А и В.

Задание № 2. Решите уравнения:

1 вариант

А) 1,2а + 2,8а = 8,12
Б) (у + 4,5) : 7 = 1,2

2 вариант

А) 2,5в – 0,5в = 10,04
Б) (у – 1,8) : 8 = 0,7.

Числам поставим в соответствие буквы:

1,4   И
1,75 Т
3       Н
4       Р
3,9    А
7,4    Д
2,3     Ь
5,02   Ы

Заполним вместе таблицу!

3 1,4 1,75 2,03 3,9 4 1,4 3,9 7,4 3 5,02
Н И Т Ь А Р И А Д Н Ы

– Как вы понимаете эти крылатые слова?
Выражение это – из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею в сражении с чудовищем Минотавром. Ариадна дала Тезею клубок ниток, с помощью которого Тезей после победы над Минотавром сумел выбраться из лабиринта – жилище Минотавра. «Нить Ариадны» – средство выйти из затруднительного положения. В жизни всегда найдется «нить Ариадны» в любой ситуации, если во время учебы в школе вы будете получать не только знания и умения, но и осваивать способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.   

– Молодцы, вы справились с заданием!

 

 

Поиск рационального способа решения.

 

 

Самостоятельное, разноуровневое задание.
Самоконтроль+
Внешняя  оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятоятельная работа + амоконтроль

 

 

 

 

 

 

Контроль и коррекция знаний

5. Итог урока – Вспомните тему нашего урока и как он необычно назывался.
– Вы  открыли для себя что-то новое, интересное?
– Какова была цель урока?
– Добились ли мы выполнения цели урока? (Хлопните в ладоши).
– Оцените нашу работу на уроке. Кто отвечал чаще всех? У кого были более полные ответы?
– Что нам дает понять урок обобщения и систематизации знаний?
– Что мы уже умеем. И что надо знать.
– А сейчас  я предлагаю каждому из вас  посчитать количество плюсов в ваших тетрадях.
– Поднимите руку у кого за урок получилось 10-11 плюсов.
– Отлично поработали!
– У кого 8-9 плюсов. Хорошо поработали.
– У кого 5. Вы тоже молодцы, старались работать на уроке в соответствии со своими силами.
– Ребята, одним словом охарактеризуйте наш урок.

Домашнее задание

Фразеологический оборот зашифрован уравнениями. Решите уравнения. Значения неизвестного замените буквами. Прочитайте.

7,6 : х = 4
х : 4,2 = 2
х   8 = 9,6
4   х = 4,8
4,5 : х = 9
х : 8 = 3
х : 7 = 1,2
х   9 = 9
18 – х = 9
0,6 – х = 0,6
х : 12 = 0,7
42 : х = 7
1,5 : х = 1,5
14 – х = 4
х : 9 = 9
1,9   х = 0
х : 2 = 4,2

 

9

8,4

1

10

81

1,2

1,9

0,5

6

0

24

О

А

Л

Я

Т

Н

Г

И

К

В

Б

Задача.

Молния идет от облака к земле со скоростью 100 км/с. Грозовое облако находится на высоте 2570 м. Сколько времени будет идти молния от облака до земли?

Ответ к  уравнениям.

«Ганнибалова клятва». Это выражение обозначает решимость бороться до конца за свободу народа. Ганнибал – полководец и правитель Карфогена. Когда Ганнибалу было 10 лет, он поклялся отцу в непримиримой вражде к Риму, превратившему Карфоген в свою колонию. Этой клятве он был верен всю жизнь.

Рефлексия.