Изучение краеведческого материала в образовательных учреждениях района

Разделы: Внеклассная работа


Краевед – это Колумб, влюблённый в свой край, а эта любовь
помогает увидеть то, что недоступно равнодушным.
В.Бианки

Каждый учитель понимает, насколько велика роль краеведческой работы в школе в целом. Особенно хорошо об этом сказал В. Бианки: “Краевед – это Колумб, влюблённый в свой край, а эта любовь помогает увидеть то, что недоступно равнодушным” - слова, которые являются эпиграфом к моему сообщению.

Краеведческая работа помогает учащимся открыть свою “первоначальную” родину, расширяет их духовный кругозор, поэтому в деятельности каждого учителя краеведение должно занимать важное место и на уроках, и во внеурочной деятельности: на занятиях факультативов, кружков. Могут быть разнообразные формы внеклассной деятельности по изучению истории родного края: экспедиции, экскурсии, походы, выставки, переписка, клубы, диспуты, встречи с интересными людьми родного края и многое другое.

Без исторической памяти, “без глубокого осознания своих исторических корней, традиций, культуры вырастают жалкие существа, рабы, утратившие связь со всем тем, что близко и дорого каждому мыслящему человеку”, гражданину. Неслучайно в федеральных государственных стандартах 2-ого поколения первоочередной задачей является воспитание гражданина России. Помочь подрастающему человеку глубоко осознать современную жизнь, её проблемы, её сложности невозможно без понимания её многотрудного пути.

В своём сообщении мне хотелось бы остановиться на индивидуальных исследовательских работах учащихся образовательных учреждений района, их темах, возрастании интереса к изучению истории родного края.

На протяжении ряда лет проводим районную учебно-исследовательскую конференцию “Юность Устьи”, победители и призёры которой защищают честь района на областной конференции “Юность Поморья”.

Цель сообщения: знакомство с опытом изучения краеведческого материала через создание исследовательских работ учащимися в образовательных учреждениях района.

Основные задачи.

  1. Выявить основные тенденции развития исследовательских работ учащихся краеведческого характера в районе.
  2. Рассказать о лучших работах учащихся, представленных на краеведческой секции районной учебно-исследовательской конференции.
  3. Заинтересовать учителей краеведческим направлением в исследовательской работе с учащимися.

Рассмотрим основные тенденции развития исследовательских работ учащихся краеведческого характера в нашем районе:

- Предметом исследования учащихся становится не только судьба известного человека, земляка, но и архитектура, культура, туристские ресурсы, лекарственные растения, народные ремёсла: плетение, ткачество, куклы, вышивка, полотенца; также местные газеты, вода, награды, история лыжного спорта и многое другое, так называемые “белые пятна” в истории края.

- Темы исследовательских работ учащихся конкретны, что помогает более глубокому проникновению в предмет исследования, открывает возможности самостоятельных наблюдений и выводов.

- В основе любой работы – поисковая деятельность.

- Наблюдается распространение исследований в разнообразные сферы деятельности: социологию, психологию, экономику, литературу, историю, медицину, этнографию, языкознание, экологию, искусствоведение.

- Осуществляем тесное сотрудничество с музеем: лучшие работы – редкие открытия учащихся – направляем на хранение и использование в местный краеведческий музей. Например, работа Гневашева Александра (Ростовская средняя школа) на тему “Эхо войны” вписала новую страницу в историю края: ученик рассказал о колонии для немецких военнопленных на территории МО “Ростовско-Минское”. Записал рассказы очевидцев, побывал в тех местах, где находилась колония.

Исследовательские работы краеведческого направления поступают из 10 средних школ района (всего 14 средних школ) и из 2-х основных, Детской школы искусств (в основном работы по народным ремёслам). Помогают учащимся увлечённые педагоги: Порошина Н.Н., Кононова С.В., Попова Н.Е., Коптяева Е.И., Заостровцева Т.Н., Рыжкова Л.А., Кротова Э.В., Валетова Т.Д., Галкина Л.Б., ЛесуковаГ.П., Некрасова Е.В., Истомина Е.А., Пеньевская И.И., Буторина Е.О., Митькина С.В.. Работают кружки в Ростовской, Строевской, Октябрьской №1 средних школах, где с ребятами занимаются педагоги-энтузиасты: Гневашева И.С., Кашин М.В., Силина Г.Н.. В двух средних школах п.Октябрьский работают научные общества учащихся, которыми руководят неравнодушные люди: Коптяева Е.И. и Жук В.А..

Приведу примеры отдельных исследовательских работ за последние 3 года.

Интересна работа Ксении Носковой (11 класс, Октябрьская школа №2) по теме “Наследие Фёдоровой-Шалауровой”, об устьянской собирательнице фольклора. Школьница побывала в нашем районном музее, дважды - в музее г. Вельска, нашла дом в г. Вельске, в котором жила Фёдорова-Шалаурова, предложила поместить на нём мемориальную табличку, рассказала о собранных ею бывальщинах и самостоятельно проанализировала две из них, сопроводив собственными иллюстрациями. Бесспорно, работа имеет интерес и для районного музея.

Литературным краеведением увлечённо занималась Надежда Выморкова из Березницкой средней школы. Первая её работа: “Устьянский край глазами северных поэтов”. (10 класс). Школьница нашла материал о наших устьянских поэтах: подготовила подборку стихов О.Борисова, М.Борисова, Е.Борисовой, Л.Турейко, Н.Набитовича и Н.Журавлёва (архангельского поэта, полюбившего наш край). Лейтмотивом звучат в работе строки: “Я не любить тебя не в силах, мой Север, мой Устьянский край”. Проанализировала, как раскрывается тема малой родины в творчестве каждого поэта-земляка. Поиски настолько увлекли школьницу, что ей удалось открыть имя ещё одной землячки, уже своей тёти Лидии Белозёровой, автора нескольких поэтических сборников, живущей в Мариуполе. Началась переписка. “Все мы родом из детства”, - так назвала выпускница свою вторую работу. Подарила районному музею три сборника стихов Л.Белозёровой. Появились возможности и у других юных исследователей.

“История одного здания в п. Богдановский” привлекла Дудинского Александра, “Историю Богдановской коммуны” написала Полоскова Наталья, это ученики Едемской основной школы.

Близкие и интересные юным исследователям темы нашли отражение в работах орловских школьников:

- “Изучаем культуру русских деревень” (Пеньевская Снежана);

- “Потенциальные туристские ресурсы Устьянского района” (Нусс Эмилия);

- “Мои предки” (Засухина Надежда);

- “Последствия вырубки лесов на территории района” (Кононов Егор).

“Историю учительских династий: Березиных, Кокориных, Резановых” исследовала березницкая школьница Валентина Волюжская, которой удалось собрать богатейший материал. Экологические проблемы волнуют учащихся Октябрьской школы №1, Устьянской средней школы:

- “Мы хотим пить чистую воду” (Егупова Ирина);

- “Влияние качества воды на здоровье человека” (Шаталова Полина).

- “Первоцветы” (Волова Римма). Ученица организовала переписку с дружиной Белгородской области, занимающейся первоцветами: школьнице очень хочется сохранить первоцветы на территории района. Девятиклассница выступила на классных часах в своей родной школе, обратилась к ученикам за помощью и нашла отклик в своём непростом деле. Такая активная жизненная позиция ученицы радует, становится примером для подражания.

Хочу отметить работы учащихся Детской школы искусств по народным ремёслам, культуре, духовному возрождению:

- “Ткачество” (Астафьева Анна);

- “Русские полотенца” (Мельничук Ирина);

- “Ансамбль погоста в селе Бестужево” (коллективная работа).

Есть проблемы, над которыми работаем: не каждый учитель владеет методикой научного открытия, порой страдает структурирование работ.

В краеведческой работе важен не только результат, но и путь к нему достоин уважения.

“Как человек, вырастивший дерево, не сломает ветки у чужого саженца, так и юноша или девушка, своими руками добывшие краеведческую находку, вырастут людьми достойными, понимающими истинную культуру”, настоящими гражданами своего Отечества.

В самом начале моей работы по этому направлению помогли две работы: это брошюра “Литературно-краеведческий кружок в сельской школе” Д.А.Белоусова (М.: “Просвещение”, 1987) и статья Л.П. Гладкой “Узнать свой край”, опубликованная в журнале “Литература в школе” (№ 3, 1987 год, стр.56). Все те разнообразные формы внеклассной работы, названные выше, присутствуют в работе учителей нашего района.

С данным сообщением я выступила на районных Романовских чтениях. Справилась с основной задачей, которую поставила перед собой, а именно: заинтересовала педагогов важностью краеведческого направления в исследовательской работе с учащимися. Значительно увеличилось количество работ, работает секция “Краеведение” на районной учебно-исследовательской конференции “Юность Устьи”, ученики радуют, пусть маленькими, открытиями в изучении истории родного края.