"Родительский клуб" – средство повышения родительской компетентности

Разделы: Работа с родителями


Я работаю в отделении дневного пребывания на группе детей дошкольного возраста. В состав группы входят дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, а, следовательно, не имеющие опыта общения со сверстниками. Период посещения группы детьми составляет 6 месяцев. Моя задача в работе с детьми: за короткий срок не только дать детям представления о предметном и окружающем мире, а также элементарные знания обо всех сферах жизни, но и научить детей способам общения друг с другом, формам проявления собственных чувств и эмоций, сформировать у детей культуру общения, дисциплинированность, культурно-гигиенические навыки.

Все дети, посещающие группу, проживают в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации: либо потеря родителями работы, либо неполные или многодетные семьи, либо неблагополучные семьи, т.е. семьи, в которых родители не в полной мере осуществляют свои родительские функции. Следовательно, в сложившихся условиях семьям требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны учреждения.

Работая с родителями в режиме родительских собраний, мы выявили основные вопросы, интересующие родителей в воспитании детей данной возрастной группы. При чем активность посещения родительских собраний родителями была на уровне 35-38%.

Поскольку успешно решать проблему развития личности ребенка возможно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи, мы пришли к такой форме взаимодействия с родителями, как “Родительский клуб”.

Цель “Родительского клуба”: активизация воспитательной функции семьи.

Задачи “Родительского клуба”.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Оптимизация детско-родительских отношений.
  3. Повышение социальной активности семьи в воспитании детей.

Занятия в “Родительском клубе” проводятся 2 раза в месяц в двух направлениях:

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей (6 занятий). В подготовке и проведении данного цикла занятий принимают участие психологи, медицинские работники и администрации учреждения;
  • вовлечение родителей в организованную совместную с детьми деятельность (6 занятий).

Программа повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей:

  1. “Что такое готовность к школе?”. На данном занятии родители знакомятся с признаками психологической и физиологической готовности ребенка к школьному обучению, получают рекомендации по подготовке к школьному обучению в домашних условиях.
  2. “Воспитание без наказания”. На данном занятии родители знакомятся с формами жесткого обращения с детьми, с формами и целями проявления непослушания, с видами наказания. В практической части занятия предлагают выход из проблемных ситуаций.
  3. “Общаемся с ребенком. Как?”. На данном занятии родители знакомятся с общими принципами общения с детьми. А также демонстрируют в парах возможные ответы в проблемных ситуациях, используя метод активного слушания.
  4. “Учимся разрешать конфликты”. На данном занятии родители знакомятся с причинами возникновения конфликтов в семье (родители – дети), со структурой конфликта и обучаются способам разрешения конфликтов.
  5. “Как говорить с ребенком”. На данном занятии родители получаю знания о влиянии слов на человека, о влиянии негативных и позитивных словесных посланий на ребенка. Родители практикуются в составлении “списка достоинств своего ребенка”.
  6. “Пять языков любви”. На данном занятии родители знакомятся с видами и способами выражения любви, их последствиями. Родителям предлагается определить “язык любви” своего ребёнка.

Программа вовлечения родителей в организованную совместную с детьми деятельность:

  1. “Осенний маскарад”. Праздник.
  2. “Учитесь дарить добро”. Выступление агитбригады из детей и родителей.
  3. “Папа, мама, я – дружная семья”. Спортивное развлечение.
  4. “Праздник цветов”. Праздник.
  5. “Семейные посиделки”. Развлечение.
  6. “Не скупитесь на любовь”. Коллективная художественная деятельность.

Благодаря систематическим занятиям и принципу добровольности участия в них, удалось повысить активность родителей с 35-38% до 90-98%. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители стали активными участниками всех мероприятий в группе, помощниками в общественных делах учреждения, научились взаимодействовать друг с другом и с детьми.

Совместная подготовка к мероприятиям сблизила родителей и детей, подружила семьи.