Урок развития устной речи "Деревья: береза, ель". 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


Цели:

  • образовательные: познакомить с понятиями "лиственное" и "хвойное" дерево, учить сравнивать деревья;
  • развивающие: упражнять детей в словообразовании, обогащать и уточнять словарь по теме, развивать умения сравнивать предметы, высказывать собственные суждения, делать выводы;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе;
  • коррекционные: развивать память, внимание, мышление, кругозор, познавательный интерес.

Оборудование: презентация, образцы листьев разных деревьев, небольшие ветки деревьев в засушенном виде, слова для словарной работы (Приложение 1).

Предварительная работа: экскурсия в парк.

Ход урока

1. Организация урока.

Посмотрите на изображение солнца. Какое солнышко вам больше нравится? Почему?

Мне нравится ваш настрой на работу. К этим рисункам мы вернемся в конце урока.

2. Разминка.

Дыхательная гимнастика.

Вдох - носом, выдох через рот.
Вдох, задержка дыхания, выдох.
Вдох, выдох, задержка дыхания. Дышим спокойно.

Упражнение "Чистим зубы"

Кончиком языка "чистим зубы" с задней стороны.
(л-ль, н-нь, р-рь, з-с)

Игра "Повтори"

Дуб - рябина - сосна, береза - ель - клен, клен - рябина - ель, ель - дуб - сосна.

3. Вступительная беседа.

- Как назвать одним словом предметы, которые сейчас называли? (слайд 1) Презентация.

Сегодня на уроке мы будем говорить о разных деревьях и их сравнивать.

Деревья - самые высокие представители растительного мира. Самое высокое дерево России - пихта. (слайд 2) Оно вырастает до 50-60 м. Живет до 500 лет. Встретить его можно в Сибири, на Дальнем Востоке или около горной местности.

Самое низкое дерево - карликовая береза. (слайд 3) Она имеет высоту около 1 м. Встретить можно в холодной северной части России, тундре или высоко в горах.

4. Сравнение деревьев.

а) Общее.

- Какое бы дерево не было по росту, по толщине, все они похожи.

- Чем похожи деревья, что у них одинаковое? (корень, ствол, ветки с листьями - крона) Назовите по порядку. (слайд 4) Ветки с листьями называются крона.

- Самая главная часть у дерева - корень. Через него оно получает питание из земли. Если корень повредится, то дерево погибнет. В природе будет меньше кислорода, а мы и животные без воздуха жить не сможем. Поэтому каждый из нас должен беречь природу.

5. Физминутка.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клен.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

б) Различение.

- Мы знаем, что каждое дерево имеет свое название. Значит они чем-то отличаются.

Как вы отличаете деревья? (по листьям, по стволу, по форме)

6. Игра "Определи деревья по листьям" (слайд 5) (каждый ребенок получает рисунок с изображением листьев) (Приложение 2)

У меня березовый лист.

7. Сравнение деревьев (береза и ель)

- Вспомним самое известное дерево, символ России - березу. (слайд 6)

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

- Как определить березу? (белый ствол, черные пятна, листья почти круглые резные, плоские, на зиму опадают)

- Такие деревья называются лиственные. Какие еще лиственные деревья знаете?

- Еще одно дерево распространено в наших лесах. Отгадайте загадку.

Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка) (слайд 7)

- Как определить, что это ель? (хвоя вместо плоских листьев, внешний вид веток треугольный, зимой хвоя не опадает)

Показ еловой ветки.

- Это дерево хвойное. Какие еще хвойные деревья вы знаете? (сосна, пихта, лиственница)

8. Игра "Назови ветку" (в помощь на доске образцы веток) (Приложение 3)

Береза - березовая ветка

Дуб - ... Ель - ... Сосна - ...
Клен - ... Рябина - ... Пихта - ...

- Какой праздник наступит через месяц? Какое дерево наряжают в этот праздник? Почему? (слайд 8) (Хвоя не опадает, оно нарядно смотрится).

Какую еще загадку вы знаете про ель? (Зимой и летом одним цветом)

9. Составление рассказа - сравнения

- Послушайте мой рассказ - сравнение об этих деревьях и постарайтесь запомнить. (слайд 9)

Это белоствольная береза и зеленая ель. У березы и ели есть корень, ствол, ветки. Береза - лиственное дерево, а ель хвойное. Береза зимой стоит без листьев - голая, а ель - зеленого цвета - у нее хвоя. Елка к нам приходит на Новый год.

- Повторите по одному предложению, которое вы запомнили.

- Кто может повторить весь рассказ?

10. Польза для человека.

- Что вы видите на следующем слайде (10)? (парк) Для чего люди создают, сажают парки?

11. Итог.

- О каких деревьях мы сегодня говорили? На какие группы делятся деревья?

- Что понравилось на уроке? Какое солнышко вам нравится сейчас? Спасибо всем!