Физические и химические свойства кислорода

Разделы: Химия


Цели - учащиеся должны получить сведения об открытии кислорода, познакомиться с планом характеристики элемента и простого вещества, изучить свойства кислорода; развивать умения составлять простые уравнения реакций и соответствующие практические умения при выполнении лабораторных опытов; воспитывать чувство уважения к ученым - химикам.

Оборудование - газометр с кислородом, прибор для собирания газов методом вытеснения воды и воздуха, цилиндры, стеклянные пластинки, ложки для сжигания веществ, колокол; реактивы - сера (крист), фосфор, стальное перо, песок, уголь, оксид фосфора, известковая вода; таблицы: "Способы собирания газов", "Распространение элементов в природе"

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Краткий анализ контрольной работы (Существенные ошибки).

III. Изучение нового материала.

1. Открытие кислорода. (Вещество, спасшее мышонку жизнь). Опыт Пристли (рассказ учителя или сообщение ученика)

В конце 18 века англ. ученый Д. Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные лучи при помощи увеличительного стекла. Когда он накалил так оксид ртути, то выделилось много газа, Пристли подумал, что это воздух. Но когда он опустил в сосуд с собранным газом горящую свечу, то свеча горела блестящим пламенем. Д. Пристли поместил одну мышь в сосуд с обыкновенным воздухом , а другую в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время ещё чувствовала себя хорошо.

2. Нахождение в природе . (комментированное чтение).

Кислород - самый распространенный химический элемент в земной коре Рисунок 23 учебника Г.Е. Рудзитиса. Воздух содержит 20,9 процента кислорода, что составляет примерно одну пятую по объёму. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ -песка, воды, белков, жиров,углеводов .

3. Характеристика элемента и простого вещества. (Беседа)

Сегодня на уроке мы познакомимся с физическими и химическими свойствами самого распространенного элемента на земле - кислорода. Для полной характеристики мы составим план изучения вещества.

План изучения: элемента простого вещества

1. Химический знак - О 1.Химическая формула - О2

2. Относит.атомная масса-А r(О)-16 2.Относит. мол. масса Мr -32

3. Нахождение в природе 3. Физические свойства

4. Валентность -2 4.Химические свойства

5. Применение

6. Способы получения

4. Выполните задание. (Чтение учителя и ответы уч-ся.) В каком из ниже перечисленных случаев кислород выступает как химический элемент, а в каком как простое вещество?

А). Поддерживает дыхание и горение (простое в-во)

Б). Является одним из составных частей воздуха (простое в-во)

В). Входит в состав воды и оксида углерода (элемент)

Г). Взаимодействует со многими простыми и сложными веществами (простое в-во).

5. Беседа по вопросам:

1). Какие свойства относят к физическим? (Агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, температура кипения и температура плавления).

2). Что вам известно о физических свойствах кислорода? (Газ без цвета и запаха, поддерживает горение).

6. Физические свойства кислорода ( Самостоятельная работа с учебником). Прочитайте в параграфе 20 о физических свойствах кислорода, выпишите темп. сжижения ( -183 С), темп. затвердевания (-218,8 С) кислорода.

7. Получение кислорода нагреванием перманганата калия в стакан путем вытеснения воздуха. Демонстрация получения кислорода

8. Химические свойства кислорода (хим. св-ва - это способность вещества при определенных условиях превращаться в другие вещества)

Опыт № 1 "Горение угля в кислороде". Кусочек древесного угля поместить в ложечку для сжигания веществ. Нагреть до тления и внести в стакан с кислородом. Углерод сгорает ослепительно.

1) Какие признаки реакции вы наблюдали? - Выделение света и тепла. Ложечку вынуть, а в сосуд влить известковую воду.

2) Что вы видите? - Помутнение известковой воды.

3) О чем это говорит? - О присутствии углекислого газа.

4) Какие условия необходимы для реакции? Нагревание и соприкосновение веществ.

Запишем уравнение реакции: С + О2=СО2

Опыт № 2 "Горение серы в кислороде" Серу нагреть над пламенем спиртовки, затем поместить в кислород.

1) Где горение происходит быстрее в воздухе или в кислороде? - В кислороде. В воздухе лишь пятая часть кислорода, поэтому горение происходит медленнее.

Запись уравнения реакции: S + O2=SO2, горению подвергаются многие вещества, например, фосфор и железо. Рисунок в учебнике.

Уравнения реакций:

4Р + 5О2 = Р2О5,

Fe + О2 =FeO Fe2O3 (Fe3O4)

Что такое горение? Какие вещества образовались в результате реакций горения? - Оксиды. Запись определений в тетрадь)

Горение - это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

IV. Закрепление

1. Рассмотрите рис 25 .Собирание кислорода методом вытеснения воды. На чём основан этот метод? (кислород растворяется в воде). Почему кислород можно получать путем вытеснения воздуха? (Кислород тяжелее воздуха)

2. Составьте уравнения реакций соединения кислорода с кальцием, кремнием, натрием, бериллием, магнием.

3. Можно ли собрать кислород в пустой стакан, стоящий на столе? (Да)

Домашнее задание: Рудзитис - параграф 18, 20. Упр. 4, 7 стр.53