Проект деятельности учителя начальных классов по программе “Экология и мы” (2007–2011 гг.)

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Современный окружающий мир отягощён рядом проблем, немалое место занимают экологические проблемы. Успех решения этих проблем находятся в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической грамотности, в становлении которой видное место принадлежит детству, т.е. в детстве ребёнок впечатлителен и более психологически податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции неустойчивы, а поэтому активно развиваются.

Предмет "Окружающий мир" имеет возможность подвести их к пониманию основного закона экологии "всё связано со всем", а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней.

Какого человека можно считать экологически грамотным и вообще сущность понятия экологическая грамотность? Важнейшими составляющими данного понятия являются:

- экологические знания,

- качества личности, определяющие ответственное отношение человека к природе.

Экологическое сознание представляет собой ту сферу сознания, которая отражает взаимодействие личности и общества с природой, где происходит выработка необходимых поступков, действий, поведения. Неблагоприятные стороны экологической ситуации, принявшей в современных условиях глобальный характер и характеризующейся часто необратимыми изменениями окружающей среды, связаны не столько с техногенными факторами, сколько с несформированностью сознания особенно человека - жителя мегаполиса. В социокультурной среде мегаполиса существует немало больших экологических проблем: бездумное пренебрежительное отношение горожан к правилам поведения в природе, разжигание костров, засорение улиц и дворов.

Цель проекта ЭКОЛОГИЯ И МЫ: воспитание экологической культуры; расширение знаний о природе родного края, её объективных процессов и явлениях окружающей среды.

Задачи

  • Общеобразовательные: формировать представление об экологии, её роли в жизни людей; выявлять основные причины загрязнения природы; формировать умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивающие: расширять кругозор о природе родного края, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать гражданскую позицию "Земля - это наш дом. Дом всегда нужно защищать".
Тема Виды деятельности Объекты наблюдения Действенно - практическая деятельность учащихся
1. Растения нашего двора Прогулка школьный двор Деревья и кустарники Распознавание деревьев по листьям. Узнать о тополе, очистителе воздуха.
2. Растения Александровской роши Поход в рощу Виды растений, многоярусность, экологическое состояние. Составить список растений. Прочитать о них в энциклопедии (работа в группах)
3. Символ русской природы Экологический час Выступление подготовленных детей Стихи, рисунки.
4. Природа нашего края Экскурсия в областной музей краеведения Разнообразие животного мира особенности животных степи Узнать какие животные края занесены в Красную книгу. Причины исчезновения некоторых животных. Начать сбор и оформление материала о природе края.
5. Вода - источник жизни на земле Экскурсия. Александровский родник. Чистота объекта, температура воздуха и воды, растения Уборка прилегающего участка. Оформление наблюдений по группам.
6. Поможем птицам. Прогулка. Школьный двор, сквер Сопоставление: птицы летом, осенью и зимой; зимняя бескормица. Изготовление и развешивание кормушек. Изучение повадок птиц и их любимого корма
Поздняя осень и зима. Группа экологов, организация подкормки птиц.
7. Птицы нашего двора Экологический час   Доклады детей о птицах по научно-популярным материалам
8. Весенние гнёзда Прогулка роща частные дворы и домовладения Возврат перелётных птиц их повадки Строительство и развешивание кормушек. Участив районном празднике птиц.
9. Чудо - сад. Экскурсия. Ботанический сад. Виды растений в оранжерее. Состояние ботанического сада. Обсуждение. Написать отзыв по впечатлениям.
10. Город зверей. Экскурсия в зоопарк Животные разных природных зон особенности их содержания. Фото отзыв.
11. Заповедный уголок Экскурсия в город Аксай. Таможня XVIII - XIX веков. (внутренний дворик) Сохранность природного объекта. Сочинение по наблюдениям
12. Мой край родной Подготовка стенда.   Обобщение информации
13. Домашние животные Экологически познавательный час Домашние и одичавшие собаки Выступление детей по материалам научно-популярных книг. "Это всё собаки".
14. Занятие - отчёт. Экологический час Стенд экология и мы Выступление детей по подготовленным материалам.
15. Заповедники. Государственные акты по охране природы Заповедники на карте Ростовской области.
16. Экология здоровья. Класс: комнатные растения. Наблюдения за растениями, общение. Узнать об особенностях влияния комнатных растений на организм человека.

Проект рассчитан на 4 года, работали по этому проекту 6 лет.

Литература.

1. Е.Ю. Сухаревская "Занимательное естествознание".

2. Е.Ю. Сухаревская и М.П. Астапенко "Природа и история родного края".

3. Е.Н. Степанова "Классные часы и классные дела в начальной школе".

4. Л.Н. Яровая "Внеклассные мероприятия в начальной школе".

5. И.М.Прокопович "И край родной откроет тайны. Система школьного краеведения".