Прибавить и вычесть число 3. Решение задач. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • Закрепить умения прибавлять и вычитать число 3.
  • Формировать умения решать задачи.
  • Закрепить знания соответствующих случаев состава чисел.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: картины: "Дед Мороз на санях", "Снегири на ветке", образцы кормушек, карточки с заданиями для всех учеников, снежинки, синички, елочка с примерами, новогодние игрушки с числами, а/у запись, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл- и вот сама
Идет волшебница-зима.

Наступила зима. Посмотрите, ребята, кто к нам едет?

(картина Деда Мороза на санях)

Мы все в ожидании прекрасного праздника Нового года.

II. Устный счет.

1. Фронтальная работа

а) Счет в пределах 10, начиная с любого числа.

Б) Назови соседей чисел 3; 5; 7; 9.

В) Воспроизведение ряда чисел от 0 до 10 через два числа, затем через 3 числа в прямом и обратном направлении.

2. Индивидуальная работа. Игра "Заселяем домики".

Дедушка Мороз и Снегурочка живут далеко на севере в своих снежных домах. В этих домах много комнат и этажей. Мы сейчас попробуем заселить гостей в эти дома.

6 7
? 5 ?
? 3 ? 3
4 ? 6 ?

3. Игра "Разложи".

С наступлением зимы земля укрывается белым покрывалом.

А в виде чего падает снег?

(в виде снежинок)

Снег состоит из множества разнообразных снежинок, которые с легкостью падают на землю. А сейчас мы с вами разложим эти снежинки.

- разложите 8 снежинок

** ******
*** *****
**** ****
***** ***

III. Работа над темой урока.

Декабрь, январь, февраль-три месяца зимы нашего климата.

Декабрь - студень. Таково старое его славянское название. Студень от слова студеный, а значит холодный. Самые короткие дни выпали на долю декабря. Не успеет день как следует разгуляться, так уже ползут со всех сторон вечерние сумерки, переходящие в длинную зимнюю ночь.

Зима всегда была суровым испытанием для всего живого.

Примолк зимний лес, закутанный мягким белым покрывалом. Но вот громкий стук раздался и нет тишины.

а/у запись пение дятла

Кто это был? Это пестрый дятел. Ему нужно много потрудиться, ведь еда питает и греет. Чем же он питается зимой?

(Он питается семенами хвойных шишек, выдалбливает насекомых)

1. Решение задач.

А)

Дятел достал из шишки 6 семян, потом еще 3 семени. Сколько семян съел дятел?

- Прочитайте условие задачи

- Где вопрос задачи?

- Что нам известно?

- Что мы должны найти?

6+3=9

Ответ: 9 семян.

Дятлы работяги. А все ли птицы могут сытно кормиться зимой?

Конечно, нет.

А каких зимующих птиц вы еще знаете?

(синицы, воробьи, снегири, галки, вороны, щеглы, свиристели)

Посмотрите на эту картину. (учитель показывает картину со снегирями)

Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.

Что за прелесть эти птицы! На этих птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними всегда событие. Эти птицы не терпят одиночества и всегда перекликаются. Звучат снегири тихо, но удивительно мелодично.

(а/у запись пение снегирей)

Б) Прочитаем задачу.

На кусте рябины сидели 7 снегирей. Улетели 3 птицы. Сколько снегирей осталось на дереве?

- Прочитайте только условие задачи

- Прочитайте вопрос задачи.

- Как решим задачу?

- Почему вычитаем?

7-3=4

Ответ: 4 птицы осталось.

Мы с вами любим наблюдать за птицами. Но за ними можно наблюдать и через окно. Вот вы с помощью родителей приготовили кормушки. Мы их развесим на деревьях и будем каждый день кормить и наблюдать за ними.

В) Посмотрите на доску. Здесь две кормушки. Решим задачу.

На одной кормушке было 3 синицы. На другой кормушке столько же.

Сколько синиц было?

Что значит столько же? (Значит 3)

А как найти на двух кормушках?

3+3=6

Ответ: 6 синиц.

Физминутка

Есть в лесу три полочки
(хлопаем в ладоши)
Ели-елки-елочки
(руки вверх - в стороны - вниз)
Лежат на елях небеса
(руки вверх)
На елках птичьи голоса
(руки в стороны)
Внизу на елочках роса
(руки - вниз, присели).

Ребята всем птицам трудно живется зимой. И они просят у нас помощи.

Нужно больше сделать кормушек и развесить и на другие деревья.

Кормушки бывают разные.

(показ образцов кормушек на рисунке)

Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Какой корм мы им можем положить?

(синички любят кусочки сало, воробьи зерно, можно крошки хлеба, снегири любят семечки арбуза, тыквы, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб.)

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки не ссорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Мы им поможем зимой в суровое, голодное для них время. Но они у нас в долгу не останутся. Они обязательно летом будут работать в наших садах, собирать вредителей деревьев.

Теперь мы спокойно можем готовиться к нашему празднику. Нужно украшения для елки сделать, маски для карнавального костюма приготовить.

2. Работа по учебнику (стр. 100)

- Составление выражений по рисунку.

Рассмотрите верхние рисунки. Что вы видите на левом рисунке?

(новогодние маски)

- Сколько масок вырезали? ( 5)

- Сколько масок еще нужно вырезать? (2)

Как узнать сколько всего масок?

Как это записать?

5+2=7

- Что вы видите на рисунке справа?

(новогодние подарки)

Сколько маленьких подарков приготовили детям? (8)

- Cколько всего подарков приготовили? (10)

Как узнали? (8+2=10)

Решение задачи №3 стр. 100.

Мы с вами начали готовить украшения для елки, сделали цепочки. А посмотрите задачу №3 можно и флажками украсить комнату. Прочитайте задачу.

Придумайте вопрос. Сколько всего флажков сделал Ваня?.

Как это нужно записать?

6+3=9

(дети записывают на доске)

IV. Закрепление

Карнавальные маски готовы, украшения приготовили. Осталось елочку нарядить к празднику.

1. Игра "Украсим елку"

(На елочке 6 примеров. Около елочек игрушки с числами. По одному дети подходят к елочке, берут новогоднюю игрушку и прикрепляют ее к тому примеру, ответ которого соответствует числу на игрушке.)

9-3= 10-3= 8-3=
6+3= 5+3= 7-3=

9, 6,4,8,5,7.

- Ребята, а вы украсили у себя дома елку? А какую елку поставили вы?

Почему желательнее поставить искусственную, чем живую?

(ответы детей)

Ель кормит многих животных и насекомых. Вот например, дятел, о котором мы с вами говорили. Если мы срубим елочку, то где дятел возьмет шишку. А белочки, которые собирают шишки на зиму? Ведь и они погибнут с голоду зимой. Зайчик тоже не сможет погрызть кору елочки .И многие другие птицы, которые и питаются, и прячутся с помощью ели погибнут. Давайте поможем сохранить нашу природу. С радостью украсим искусственную елочку, тем более сейчас такое изобилие елок в магазинах.

2. Работа с геометрическим материалом.

Скоро доедет до нас Дедушка Мороз, а у него есть волшебный посох. С помощью посоха он может исполнить все наши желания. Возьмите линейки и измерьте отрезки на стр. 101 №8 Сколько см каждый отрезок?

(дети измеряют)

А скажите который из них может быть посохом Деда Мороза? (красный)

А он длиннее или короче зеленого?, а синего?

На сколько больше?

3. Самостоятельная работа.

Дед Мороз отправил телеграмму. В ней он сообщает, что скоро доставит вам подарки и просит вас решить ему примеры.

(каждый ребенок получает задание)

- Проверка заданий.

(дети получают подарки)

Чтение таблицы +3; -3.

IV. Итог урока.

  • Ребята, чему научились сегодня на уроке?
  • Что вам больше понравилось на уроке?

С Новым годом вас, дорогие ребята!
Под Новый год желания сбываются,
Под Новый год все в жизни получается.
Удача прилетает к неудачникам
Обиды все и горести прощаются,
Мечты людей заветные, сбываются
Становятся враги друзьями верными,
Все злое испаряется, наверное.
Становится гораздо лучше свет
Прекрасней праздника, конечно, нет.