Критерии оценки эффективности современного урока

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Модернизация образования созвучна словам президента Н.А.Назарбаева: "Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению"

В Законе РК "Об образовании" сказано, что "государственный контроль за качеством образования обеспечивается путем создания и обеспечения функционирования национальной системы оценки качества образования"

Психологическая составляющая процесса требует от школы выпускника, обладающего такими личностными и интеллектуальными качествами, как инициативность, ответственность, целеустремленность; наш выпускник должен уметь принимать решения и обосновывать их оптимальность и эффективность. Усиление самостоятельности и активности самого школьника в получении знаний заставляет пересмотреть формы подачи учебного материала. Учителю легче и быстрее объяснить учебный материал самому, он четко и ясно, правильным литературным языком сообщит те знания, которые учащемуся необходимо усвоить. Но при этом знания остаются для школьника "чужими". Прослушанный материал быстро стирается в памяти, и на его усвоение необходимо потратить дополнительные усилия.

Поэтому на сегодняшнем этапе развития современной школы от учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, поработать самому, но и так смоделировать работу с учащимися, чтобы они сами искали ответы на поставленные учителем вопросы. Практика показывает, что знания, самостоятельно добытые учащимися, более прочные, чем при пассивном восприятии. Очень ценна произвольная активность школьника в добывании знании, именно она дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности. А это, в свою очередь, требует создания на уроке и внеурочное время определенного психологического микроклимата, доверительных, комфортных отношений для каждого участника образовательного процесса.

Реализация идей подготовки к ПГК возможно в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения.Важное значение при подготовке к промежуточному государственному контролю имеет вариативность и дифференцированность заданий, которые позволяют организовать глубокое и всестороннее повторение лингвистического материала, а также позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. А способами достижения необходимого уровня знаний учащихся являются:

  • Проявление творческих способностей
  • Участие в различных тестовых заданиях и тезаурусах
  • Самостоятельный анализ своей деятельности
  • Совместная коррекционная работа с учителем-предметником.

В коррекционной совместной работе учителю помогает отслеживатьдинамику знаний индивидуальная карта орфографических, пунктуационных ошибок, ошибок в грамматическом задании учащегося.

Наряду со всем этим мы узнаем какие факторы влияют на слабый результат учащегося. Это недостаточная база знаний, неуверенность в своих знаниях, пробелы по отдельным темам, угадывание ответов.

Исходя из этого эффективно использовать в подготовке к промежуточному государственному конотролю систему тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов:

Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимися необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические, тематические тесты предназначены для проведения учащегося "по лестнице деятельности".

В ходе подготовки к ПГК для восприятия материала и для функционирования понятийного аппарата у учащихся удобен такой контроль знаний как тезаурус по разделам русского языка, за курс 5-9 классов. По данной форме работы учащийся должен уметь дать правильное определение. Например, тезаурус по разделу "Фонетика"

1. Звуки речи - это:. (буквы, из которых состоят слова)

2. Алфавит - это::(буквы, расположенные в определенной последовательности)

3. Гласные звуки - это :. (звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды)

4. Согласные звуки - это:. (звук, при произношении которого во рту создается препятствие) и т.д.

Такой вид деятельности позволяет учителю выявить объем знаний учащихся по разделам русского языка и ликвидировать пробелы. Заметим, что задания подобного типа хорошо воспринимаются девятиклассниками, вызывают у них особый интерес.

Основным критерием оценки эффективности современного урока является конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводят нас, учителей к использованию при опросе различных видов контроля, которые дают показатели результатов обучения.

В практике эффективно использовать при опросе такие приемы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки, перфокарты, перфоконверты, карточки контроля. Этот вид контроля одновременно используется в качестве углубляющих и закрепляющих знания и умения школьников.

Материал, чтобы сохранился в долговременной памяти, можно сгруппировать особым образом: в схемах, в таблицах и алгоритмах. На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера.

Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о
Пишется слитно Пишется раздельно
1. Слово без не не употребляется 1. В предложении (или в словосочетании) имеется противопоставление
2. Слово с не может быть заменено синонимом 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть

После проверки правильности выполнения задания учащимся дается задание дописать в таблицы примеры. Использование таблиц обобщающего характера при опросе особенно эффективно на уроках и внеурочное время.

Члены предложения

Член предложения Главный или второстепенный На какие вопросы отвечают? Какими частями речи может быть выражен?
Подлежащее      
Сказуемое      
Дополнение      
Определение      
Обстоятельство      

Схема классификационного характера:

Между подлежащим и сказуемым в простом предложении ставится тире, если главные члены предложения выражены:

Подлежащее Сказуемое
Сущ. в И.п. - сущ. в И.п.
Сущ. в И.п. - числит. в И.п.
Числит. в И.п. - числит. в И.п.
Сущ. в И.п. - неопределенной формой глагола
неопределенной формой глагола - неопределенной формой глагола и если перед сказуемым стоят частицы это, вот.

Проверка знаний школьников путем составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различие. Опрос с применением таблиц может быть дифференцированным в зависимости от уровня языковой подготовки школьников: слабоуспевающие ученики могут заполнить своими примерами правую сторону таблицы, сильные - самостоятельно составить таблицу.

Роль имени прилагательного в предложении

Члены предложения Вопросы Примеры
     

Слабоуспевающие ученики при выполнении задания могут пользоваться записанными ранее в теоретической тетради для опорных схем и конспектов обобщающими таблицами или карточками-информаторами. Например:

Карточка

Правописание е - и в окончаниях существительных единственного числа

Е И
1-е скл.- Д.п 1-е скл.
2-е скл. - П.п сущ. на -ия - Р.п, Д.п, П.п.
  сущ. на -ий, -ие - П.п.
  3-е скл. - Р.п, Д.п, П.п.

Предложенная форма подачи материала позволяет в подготовке к промежуточному государственному контролю систематизировать знания, быстрее запоминать материал, облегчает процесс понимания сложных понятий и определений.