Урок по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Разделы: Литература


Цели урока: 

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя;
  • развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучить учащихся умению анализировать эпическое произведение;
  • воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе; уважение к пожилым людям.

Используемое оборудование: мультимедиапроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя.

Валентин Григорьевич Распутин ( род.1937) родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка (Усть – Удинский район, Иркутская область). Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ “Уроки французского” — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком “Я забыл спросить у Лёшки” был опубликован в альманахе “Ангара” (1961 год).

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии “Литературные памятники Сибири” Восточно – Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала “Роман – газета”.

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники “Костровые новых городов” и “Край возле самого неба”.

С 1966 года Распутин – профессиональный литератор. С 1967 года – член Союза п В полную силу талант писателя раскрылся в повести “Последний срок” (1970 ), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ “Уроки французского” (1973), повести “Живи и помни” (1974) и “Прощание с Матёрой”” (1976).

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ “В ту же землю”; очерки “Вниз по Лене-реке”; в 1996 году — рассказы “Поминный день”; в 1997 — “Нежданно-негаданно”; “Отчие пределы” (“Видение” и “Вечером”).

В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты “Литературный Иркутск”, входит в совет литературного журнала “Сибирь”.

2 этап урока “Эмоциональный настрой” Притча

Учитель:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

- Как вы понимаете основную мысль текста?

- Как она поможет нам на уроке?

Учитель: “Вам сегодня тоже предстоит найти ключ от замка   повести В. Г. Распутина, а ключиком будут вечные темы”.

Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир – единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее – в основном, жительниц) Матеры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.

 3 этап урока. Вызов.

1. Определение темы урока.

- Предположите, почему ряд исследователей определяют повесть как мифологическую?

- Сформулируйте  цель нашего урока, впишите ее в рабочую карточку.

Слово учителя.

Писатель В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность.

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира.

Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара.

Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.

К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.

писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

 Тяжелей всего оказывается старшему сыну Дарьи Павлу. Перед ним стоит вопрос выбора, он разрывается между двумя домами: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

С кем же остается Павел, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой? Он так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов.

Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией?

Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Вот и исчезло с карты Сибири целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Может возникнуть предположение о том, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повести писатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного. Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.

Распутин убеждает, что все в силах людей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой они родились, выросли, жили и хранили свой очаг…

Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в “Ассоциации”. Каким вы себе представляете Петруху и Воронцова? А старух и детей? (Учащиеся выдвигают свои предположения) А теперь давайте посмотрим, какими их изобразил В. Г. Распутин. (Учащиеся находят описание героев в произведении).

4 этап урока. Осмысление содержания.

1) Композиция повести.

Композиция повести довольно расплывчата, она представлена как цепь событий, связанных, если так можно выразиться, лишь внутренним смыслом, хронологией. Все происходящее непосредственно касается Матеры, факта ее неизбежного (как подчеркивает автор) исчезновения, отсюда и все переживания ее жителей. Таким образом, композицию повести можно назвать внутренней, или смысловой: напряжение действительно нарастает, но проявляется это в постепенном осознании жителями того, что потеря Матеры неизбежна. Кульминацией является неожиданный финал, к тому же – открытый. Такое построение повествования нужно было автору, чтобы максимально приблизить в сознании читателей сюжет и персонажей к реальной жизни. То есть Распутин добавлял этим еще один штрих к общей картине своих героев, подчеркивая их “невыдуманность”.

Учитель: “Работаем парами по рядам. Задание 1 ряду: “Создайте словесный портрет Клавки Стригуновой  и внесите его в рабочую карту”. Задание 2 ряду: “Создайте словесный портрет Жука и внесите его в рабочую карту”

Физкультпауза.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—7 с.

И.п. — основная стойка: руки к плечам; 1—2 — подняться на носки, руки вверх-наружу ладонями внутрь — вдох; 3—4 — полуприсед на всей стопе, руки назад — выдох (повторить 6—8 раз).

Учитель: “А теперь тихо! Давайте подслушаем разговор наших героев”

2) Выразительное чтение повести “Прощание с Матёрой”.

Учитель: “Итак, Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир – единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее – в основном, жительниц) Матеры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.

 - Как вы думаете, у каждого героя в прошлом тяжёлая жизнь?

3) Сравнительный анализ героев.

Учитель объясняет, что работать нужно по вариантам, используя рабочие карты (Карточки содержат текст повести с выделенными “описаниями” отрицательных героев (1 вариант) и положительных (2 вариант).

  • 1 задание. Прочитайте, какие глаголы использует автор, чтобы описать внутреннее состояние героев? Предположите, какую роль играют пейзажные зарисовки в повести?
  •  2 задание. Опишите . Какие чувства героев показывает автор?
  • 3 задание. Как герои обращаются друг к другу?

Сверим полученные выводы

(На проекторе появляется таблица).

  • Положительные герои
  • Отрицательные герои
  • Старухи и дети.

1. Клавка Стригунова.

2. Жук.

3. Воронцов.

4. Петруха.

Выводы по анализу образов.

- Изменились герои повести?

- Кто же изменился больше? Почему?

- Предположите, что было бы, если бы Матеру не нужно было затапливать?

 - Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься В. Г. Распутин в повести “Прощание с Матерой”?

- А сейчас эти проблемы существуют? Значит, их можно назвать вечными! И эти вечные проблемы и мечты и надежды   словно узоры вплелись в одну повесть. А нам с вам удалось их разгадать.

5 этап урока. Рефлексия

1. Учитель: “ Давайте подведем итоги. Для этого нам понадобятся краски. Выберите цвет, с которым у вас ассоциируется В. Г. Распутин и раскрасьте им верхнюю часть листа. А теперь выберите цвет, с которым ассоциируются герои повести и раскрасьте  нижнюю часть листа.(В результате происходит метаморфоза: на листе появляются  слово “ВЕЧНЫЙ” в узорах, благодаря особой технике в живописи)

- Почему писатель у вас ассоциируется с таким цветом? А герои?

- Какое слово вы увидели среди узоров рисунка?

- А что же вечно в произведениях В. Г. Распутина?

Итак, мы открыли замок произведения Распутина и увидели, что  В. Г.  позволяет каждому из вас по-своему понять многоликую реальность. Оттого она получается такой разноцветной, как ваши рисунки.

6 этап урока. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: “Память есть сама жизнь”.