Ознакомление с родным краем старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы

Взлетают в невидимую даль космические корабли…
Взмывают ввысь самолёты…
По городским и сельским дорогам бегут автомобили…
В поле колосится пшеница…
В магазинах  нам предлагают удобную и прочную синтетическую одежду…
И всё это – движение, изобилие, красоту – даёт кровь земли – нефть и газ, превращаемые человеком в энергию, удобрения ткани…

Горючая маслянистая жидкость – по цвету от светло-коричневого до тёмно-бурого и почти чёрного – это нефть, это «чёрное золото» Земли.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну. Свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться. К.Д.Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Из вышесказанного мы ещё твёрже убеждаемся в актуальности патриотического воспитания дошкольников. В настоящее время меняется общество, политические и экономические отношения, но люди продолжают жить рядом друг с другом, общаться и взаимодействовать.

Основная цель нашей работы заключается в том, чтобы показать детям их родной город, рассказать о стране, в которой они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей Родиной, гордости и любви.

Работа с воспитателями

Цель: формирование в сознании педагогического коллектива значимости проблем ознакомления необходимости воспитания у детей ознакомления с родным краем.

Тема

Форма проведения

Группа

Срок

Знакомство с программой Презентация Все группы Сентябрь
Знакомство с новинками: литература, игры, пособия. Презентация уголка в группе Все группы Сентябрь
Общение с животными Экскурсия на станцию юных натуралистов Средние, старшие, подготовительные Октябрь
Открытие фотовыставки «Наш нефтяной край» Папки-передвижки Все группы Ноябрь
«Обычаи и традиции Севера» Проведения развлечения Средние, старшие, подготовительные Декабрь
Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия Средние, старшие, подготовительные Январь
Знакомство с гербом ХМАО, Сургута Стен газета Средние, старшие, подготовительные Февраль
Великие и знаменитые люди нашего края Фотовыставка Средние, старшие, подготовительные Март
«Что мы знаем о нашем крае» Викторина Средние, старшие, подготовительные Апрель

Работа с родителями

Цель: Заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе для достижения единства целей в решении задач ознакомления дошкольников с Родным Краем.

Тема

Форма проведения

Группа

Сроки

Знакомство с играми Презентация Старшая группа (фронтально) Сентябрь
Путешествие детей со взрослыми по природе Рассказы для домашнего чтения Старшая группа (индивидуально) Октябрь
«Это моя улица, это мой дом». Выставка папок-передвижек Старшая группа Ноябрь
«Обычаи, традиции» Выставка фотографий Старшая группа Декабрь
«Наш край нефтяной» Экскурсия на буровую Старшая группа Январь
«Великие и знаменитые люди» Рассказы для домашнего чтения и бесед Старшая группа Февраль
«Техника нашего города» Выставка фотографий Старшая группа Март
Конкурс знатоков г.Сургута Викторина для родителей с детьми Старшая группа Апрель

Перспективный план по ознакомлению с Родным краем

Месяц

Темы занятий

Совместная деятельность

Сентябрь Москва – столица нашей Родины.
Природа России.
Рассматривание иллюстраций.
Создание альбома о природе.
Октябрь  Беседа о Москве. Рассказ воспитателя о московском метро.
Чтение рассказа С.Баруздина «Ещё город и тоже главный»
С/р игра «Мы едем в Москву.
Ноябрь «Как мы искали следы осени»
Герб, флаг, гимн.
Экскурсия в лес. Наблюдение изменений в родной природе осенью.
Конструирование «Флаги России»
Декабрь История возникновения родного города.
Рассматривание картины «Дети Севера»
Рассматривание фотографий, слайдов.
Рисование на темы: «Дети Севера», «Олени»
Январь Герб ХМАО, Сургута.
Знакомство с жизнью народов Севера.
Ханты: охота и рыбалка.
Экскурсия на буровую.
Февраль Что такое музей?
Чёрное золото Сургута.
Беседа «Архитектура Сургута»
Экскурсия на буровую.
Март Природа Севера.
Конкурс знатоков г.Сургута.
Рассматривание иллюстраций о реках, лесах, животных.
Поделки, сувениры, подарки для игры «Путешествие на Север»
Апрель Царство растений.
Беседа о сельскохозяйственной технике.
Чтение рассказа «Дождь из семян».
Слушание грамзаписей, стихов, песен о природе родной страны.
Май Великие и знаменитые люди нашего края.
Обобщающая беседа: «Что мы знаем о нашем городе»
Изготовление альбома о великих людях.
Выставка детских работ для стенда «Наш город Сургут»

Консультация для воспитателей

Тема: Знакомим детей с малой Родиной

Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений «Программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Л.В.Пименовой. Содержание работы с детьми определено разделом «Человек в истории», направленным на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своём Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.

Знакомство дошкольников с родным городом является не простой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведётся последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна. Содержание работы определяется задачами экспериментальной  программы по каждому блоку:

Блок «Семья», «Детский сад» – лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребёнка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Используются разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисуют на тему «Дом моей бабушки», «Мы – спортивная семья», «Моя мама», готовят подарки для родных и близких, выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях.

Очень удачной на наш взгляд, оказалась идея о создании традиции группы, таких, как «День рождения нашей группы», ведение  летописи группы в виде фото и видеоматериалов, интересных высказываний детей, начиная с младшей группы до выпуска, а на выпускном празднике каждому воспитаннику вручается на память видеокассета. Такая летопись помогает появлению у детей эмоционального контакта с природой; не подавляя активности детей, учим их, замечать и определять словом, прошедшие в природе изменение, помогаем сравнивать явления, подобрать для них нужные слова, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей среды, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными.