Работа с лексикой по межтемному принципу для подготовки учащихся к ЕГЭ

Разделы: Иностранные языки


Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку становиться нелегкой задачей для педагогов английского языка в последнее время.

Освоение современных технологий обучения, правильный выбор методических пособий, роль учителя и заинтересованность самого ученика, позволяют достичь высоких результатов при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Главным помощником в учебном процессе становятся учебные пособия. На сегодняшний день существует большое количество учебных пособий разных изданий, которыми пользуются преподаватели английского языка при подготовке к ЕГЭ.

Пособия направлены на выполнение готовых заданий, но не дают методики, этапов и форм работы для подготовки учащихся для выполнения этих заданий в формате ЕГЭ.

Учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий в разделе “Говорение” и “Письмо”, так как словарный запас ограничен и порой отсутствуют навыки грамотного составления коммуникативных типов предложения. Содержание экзамена требует продуцирования связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика), разных типов диалога, передачу основного содержания прочитанного или увиденного с выражением своего отношения, оценки и аргументации, рассуждение о фактах и событиях. Без знания лексики и умения использовать лексический запас с содержанием экзамена не справиться.

В связи с этим, возникла необходимость в использовании лексических карточек, систематизированных по межтемному принципу. Накопление лексического материала следует проводить в системе, примерно с восьмого класса, так как такая работа требует длительного времени.

Работа с тематическими карточками позволяет учителю реализовывать разноплановые задачи:

1. Учить учащихся использовать изученную лексику в разных разговорных темах.

2. Системно повторять усвоение лексического материала, изучаемого на протяжении длительного периода.

3. Закреплять определенные грамматические структуры и устоявшиеся выражения.

4. Учить использовать карточки в разных видах речевой деятельности (в письме, говорении, чтении и аудировании).

5. Повышать мотивацию и вызывать у учащихся желание говорить на английском языке.

Этапы построения работы по topic card assistant:

I этап: карточка составляется конкретно по теме, используется лексика учебника и дополнительные источники;

II этап: обучение учащихся употреблять лексику двух тем сразу (например “Sport” и “Family”);

Ш этап: составление учителем смешанной карточки (mixed card assistant) как пример;

IV этап: составление карточки самим учащимся.

Пример составления карточки:

I. Составляем карточку согласно этапам.

Например, говорение на тему “Reading Books”. В учебнике предлагаются следующие выражения:

1. to be our great favorites since childhood;

2. to stay in our memory for ever;

3. to read for pleasure or for information;

4. to arouse admiration;

5. to appeal to somebody’s interest;

6. to portray life truthfully;

7. to aroused emotions in you such;

8. to have a good sense of humor;

9. to be influence by good examples;

10.to take a keen interest in something;

11. to be very well-read;

12. to bring pleasure and delight;

13. to develop somebody’s imagination can stand doing something;

14. to take particular care to;

15. to show somebody the right way to do;

17. to do someone good;

18. to take place in;

19. to make refreshing change in doing something;

20. to face serious problems.

II. Используем эту же карточку для разговора на другую тему.

Составляем предложения с выражениями из пособия “English” Л.В.Хрусталева, В.Н.Богородитская:

1. to be our great favorites since childhood;

2. to stay in our memory for ever;

4. to arouse admiration;

5. to appeal to somebody’s interest;

7. to aroused emotions in you such;

8. to have a good sense of humor;

9. to be influence by good examples;

10. to take a keen interest in something;

11. to be very well-read;

12. to bring pleasure and delight;

13. to develop somebody’s imagination can stand doing something;

14. to take particular care to;

15. to show somebody the right way to do;

17. to do someone good.

Данные выражения можно использовать в темах “About myself”, “My family”, “My friend”, “Sport”, “Travelling”, “Leisure time”, “Hobbies”.

III. Рассказывая о себе, ученик может составить следующее высказывание, например, по теме “Sport”:

Doing sports and collecting stamps are my great favorites since childhood. I take a great interest in sports and I am keen on playing with my friends. I am influenced by good examples of our brilliant football players such as Arshavin, Pavluchenko, Eonov and who really arouse my admiration. At the same time I can’t stand playing tennis, jumping and wrestling. As for my collections of stamps they develop my imagination and bring me pleasure and delight when I look them through with my friends and relatives.

IV. Ученик составляет карточку, которую он в дальнейшем будет использовать на уроке. Вся карточка не может быть использована, но определенные выражения могут быть выбраны учащимися. Следовательно, лексика повторяется неоднократно и при таком запоминании легко воспроизвести свои знания во всех разделах ЕГЭ.

Таким образом, предлагается один из возможных вариантов накопления, использования и закрепления лексики для подготовки к сдаче ЕГЭ.