Основные направления сурдопедагогического сопровождения плохослышащих людей

Разделы: Коррекционная педагогика


Основные направления сурдопедагогического сопровождения

Основная масса лиц с нарушениями слуха – это люди пожилого и старческого возраста. Одной из значительных перемен в современном обществе является рост численности пожилого населения, причем сдвиг этот не только количественный, но и качественный. В наши дни люди живут более долгой и здоровой жизнью, чем когда бы то ни было, а в 65 лет многие ведут очень активный образ жизни, поэтому этот возраст брать за точку отсчета для начала старости – устаревшая концепция.

К сожалению, с возрастом острота слуха снижается – это физиологические особенности нашего организма. Патологические процессы и состояния, происходящие с человеком в различные периоды жизни, могут ускорить и усугубить этот процесс. Большинство людей замечают, что стали хуже слышать, только после 60 лет. Как правило, к этому времени это уже мешает нормальному течению жизни. Например, человеку становится трудно вести разговор в шумной обстановке – в автомобиле или в вагоне поезда. Он часто переспрашивает собеседника, так как страдает разборчивость реи, отчего затрудняется коммуникация с чужими и близкими. Затруднено восприятие телепередач, поэтому он усиливает громкость телевизора и т.д. С этими жалобами приходит каждый пациент к сурдологу и сурдопедагогу.

Сурдолог и сурдопедагог ставят своей целью решение следующих задач:

  • выявить слуховые возможности пациента в восприятии устной речи
  • наметить пути дальнейшего сурдопедагогического сопровождения

Основными составляющими системы сурдопедагогического сопровождения являются следующие компоненты работы:

  1. Медицинское направление
  2. Техническое обслуживание
  3. Психологическое сопровождение
  4. Педагогическое сопровождение.

1. Медицинское направление

Снижение слуха с возрастом происходит у всех людей, ухудшаются также острота зрения, моторика, память. Это инволюционный процесс, естественный процесс старения, и он затрагивает всех, но в разной степени: кого-то больше, кого-то меньше. Почему так происходит – однозначно ответить на этот вопрос нельзя. К факторам, которые могут привести к снижению слуха, относятся во-первых, комплекс заболеваний, которые присутствуют у пожилого человека. Дело в том, что многие болезни, такие как заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, патологии позвоночника, даже в молодом возрасте могут провоцировать снижение слуха либо же усугублять его у пожилого человека. Во вторых, инфекционные заболевания, например грипп, ОРВИ, могут привести к необратимым процессам; травмы; лечение ототоксическими препаратами, такими как софрадекс, гентамицин, стрептомицин и т.д. Кроме того, на состоянии слуха людей отражается повышенный уровень шума в современных мегаполисах, плохая экология и т.д. Таким образом, снижение слуха колеблется от незначительных изменений до выраженных.

Возрастные изменения органа слуха охватывают все его отделы, от ушной раковины до коркового отдела слухового анализатора. Нарушение слуха подразделяется на два самостоятельных вида: кондуктивную, обусловленная дегенеративными изменениями структур среднего уха и уменьшением эластичности костей черепа, и сенсоневральную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на четыре вида: сенсорный, невральный, метаболический и механический. Первый связывается с атрофией волосковых клеток органа Корти; второй – с уменьшением количества нервных клеток спирального ганглия, слухового нерва и центральных структур слухового пути; третий – с атрофией сосудистой полоски, приводящей к ослаблению метаболических процессов в улитке; четвертый – с дегенеративными изменениями основной мембраны улитки. Таким образом, все лица с нарушенным слухом должны находится на учете в сурдологическом центре.

Сурдолог – оториноларинголог осуществляет контроль за состоянием слуха пациента – проводит аудиометрическое исследование, кроме того, врач может подобрать поддерживающую терапию, не позволяющую слуху снижаться дальше, а также назначает лечение при обострении.

2. Техническое обслуживание.

На сегодняшний день ни излечить, ни предупредить возрастную тугоухость медики пока не в силах. Единственная помощь – электроакустическая коррекция слуха при помощи слухового аппарата (СА).

Электроакустическая коррекция слуха пожилых людей имеет характерные особенности: слух пожилого человека находится на этапе распада

Тугоухость у лиц старшего возраста обычно характеризуется следующими нарушениями:

  • повышение высокочастотных порогов слышимости, которое уже в 60 лет затрагивает основные речевые форманты;
  • повышение порогов дифференциальной слуховой чувствительности;
  • снижение слуховой оперативной памяти и устойчивости к помехам;
  • уменьшение способности оценивать быстротекущие переходные акустические процессы;
  • снижение слухового динамического диапазона (ФУНГ), скорости переработки звуковой информации, способности к бинауральному взаимодействию;
  • ухудшение звукопроводящих свойств черепа.

Поэтому при электроакустической коррекции старческой тугоухости бинауральные слуховые аппараты, а также средства костной проводимости считаются малоэффективными.

– Возрастные нарушения слуха протекают на фоне общего старения человеческого организма, что влечет за собой дополнительные трудности.

Согласно приблизительной оценке российских специалистов, если эффективность слухопротезирования у людей 50-60 лет условно принять за 100%, то к 70 годам она падает до 80%, к 80 годам составляет уже 40%, а к 90 годам – всего 20%.

Слуховые аппараты, предназначенные для коррекции слуха у людей старшего возраста, должны иметь параметры, учитывающие не только аудиологические показатели, но и индивидуальные особенности пожилого человека, а реабилитационные мероприятия, проводимые сурдопедагогом должны улучшить качество восприятия устной речи.

В последнее время технология слухопротезирования претерпела огромные изменения. Миниатюризация отдельных компонентов привела к появлению косметически привлекательных слуховых аппаратов, обладающих улучшенными акустическими характеристиками. Основным их преимуществом является более точное соответствие настраиваемых параметров аудиологическим потребностям пользователя. Доминируют программируемые слуховые аппараты. Процесс адаптации пациента к слуховому аппарату сопровождается определенными трудностями: привычка к другому характеру звука, появление новых звуков, которые прежде не приходилось слышать. Кроме того, с возрастом удлиняется и усложняется фаза адаптации к слуховому аппарату. Для этого иногда пациенту приходиться несколько раз посетить сурдопедагога, для того чтобы настроить СА и пройти курс реабилитационных мероприятий по адаптации к СА, чтобы добиться максимально разборчивого восприятия речи.

Слухопротезирование, как метод компенсации недостатков слухового восприятия, приобретает значение социальной важности, так как способствует восстановлению коммуникативной функции.

3. Педагогическое направление является основным, так как позволяет пациенту наиболее полно включиться в процесс коммуникации с людьми. Оно предполагает следующие компоненты работы:

I. Диагностический

II. Коррекционная работа

  • развитие слухового восприятия
  • совершенствование устной речи
  • формирование самоконтроля над собственной речью
  • совершенствование навыков чтения с губ

III. Контроль качества

IV. Работа с родственниками

Диагностический этап предполагает сбор анамнестических данных для того, чтобы получить сведения о причинах нарушения слуха, проводимом лечении, наличии сопутствующих соматических и неврологических заболеваний, о проводимой ранее коррекционной работе по тренировке слухового восприятия и т.д. На данном этапе проводится:

  • оценка слухового восприятия речевых и неречевых сигналов,
  • оценка навыка чтения с губ и слухозрительного восприятия речи,
  • оценка навыков коммуникации (способов общения).

Для того чтобы процесс реабилитации был успешным необходим индивидуально дифференцированный подход в составлении индивидуальной программы реабилитации. Данная программа должна учитывать возраст; особенности слухового, зрительного, слухозрительного восприятия; особенности устной речи; уровень языкового развития, способность лица к общению. Однако успешность работы зависит от систематичности реабилитационных занятий и от правильной их организации, включающих:

  • занятия с педагогом по индивидуальной программе;
  • самостоятельную работу дома по восприятию неречевых звуков и речи;
  • периодическое тестирование речевыми материалами разного лингвистического уровня;
  • анализ полученных данных.

В ходе коррекционной работы по развитию слухового восприятия для каждого пациента подбирается речевой материал, который учитывает его:

  • индивидуальное физическое, умственное и сенсорное состояние;
  • акустические характеристики речевого материала, т.е. подбирать слова с теми звуками, которые лучше воспринимаются;
  • лексические характеристики, т.е. материал должен быть знаком лексически и соответствовать уровню слухоречевого развития;
  • работа должна строиться по принципу от простого к сложному;
  • коммуникативную направленность, т.е материал должен быть актуальным для речевого общения.

В качестве речевого материала используются слова, фразы, тексты.

В процессе реабилитационных мероприятий необходимо учитывать особенности памяти, внимания пожилого человека. Например, сведя эффект от рассеянности до минимума и обеспечивая четкие ощущения более сохранных сенсорных органов, можно улучшить процесс запоминания для пожилых лиц, имеющих проблемы с памятью. Еще одним необходимым условием является предоставление ясной и точной информации, четко структурированной. Частое повторение в замедленном темпе (по необходимости) устной информации и предоставление ее в письменном виде могут положительно повлиять на память уже в процессе реабилитации. А проведение многочисленных коротких встреч в ходе реабилитационного периода снижает фактор усталости, отрицательно влияющий на внимание и память.

Учитывая какую роль играет устная речь для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, необходимо, чтобы произношение было достаточно внятным и членораздельным. В зависимости от времени потери слуха, степени тугоухости или длительности глухоты, фактического возраста человека, от практики общения с помощью устной речи задачи и содержание коррекционной работы для пожилых лиц будет различным. Для одних это совершенствование устной речи, для других достигнуть максимальной внятной и членораздельной устной речи. В содержание коррекционной работы над устной речью входит:

  • работа над всеми компонентами устной речи(произношением, голосом, дыханием, темпом речи, словесным и логическим ударением и др.)
  • усвоение теоретических сведений обо всех составляющих устной речи.

Коррекционное воздействие, направленное на повышение качества произношения, необходимо начинать с подбора речевого материала.

Самоконтроль является главным компонентом любой целенаправленной деятельности, позволяет определить, соответствует ли выполняемая деятельность намеченной цели; служит важнейшим условием правильного выполнения действий, способствует формированию навыков. Развивать умение контролировать свою речь с помощью слуха необходимо начинать с первых занятий. При выполнении того или иного задания должен возникнуть комплекс ощущений от произнесения звука, который связан с использованием слуха, зрения. Проводится большое количество тренировочных упражнений, которые позволят зафиксировать в памяти слухоартикуляторные образы (координации). В содержание работы необходимо включать различные виды упражнений: называние предметов, сообщение, ответы на вопросы, обращение.

Совершенствование навыка чтения с губ. Общей сурдопедагогической задачей в работе с оглохшими любого возраста является восстановление возможности понимать устную речь окружающих. Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи по видимым речевым движениям говорящего. Навыки чтения с губ формируются в результате специального обучения, и у плохослышащих людей полностью восстанавливается полноценный способ общения с окружающими. Человеку с нарушенным слухом необходимо прочно соединить зрительное восприятие со своими собственными речевыми движениями. И тогда эти его собственные речевые движения будут помогать при чтении с губ. У лиц пожилого возраста навыки чтения с губ сформированы в разной степени и зависят от возраста, в котором произошло снижение слуха, длительности глухоты, от проводимой коррекционной работы по восприятию устной речи.

Пожилым лицам, из-за нарушения слуховой памяти, внимания, а также тем, у которых наблюдается медленная динамика восстановления слухового восприятия со слуховым аппаратом, важно слуховую работу проводить параллельно с обучением чтению с губ. Зрительное восприятие звучащей речи будет способствовать тренировке слухового восприятия через кинестетические ощущения речевых движений, способствовать накоплению опыта слухового восприятия речи со слуховым аппаратом. Объединившись, зрительная и слуховая речевая информация будет способствовать лучшей разборчивости речи.

Контроль качества. Важным этапом работы является контроль качества слухового восприятия после каждого занятия и в результате контрольных проверок. В ходе контрольных проверок определяется качество состояния слухового восприятия, слухозрительного восприятия, навыки чтения с губ (зрительного восприятия). Контрольные проверки проводятся на том тренировочном речевом материале, который находится в работе. К ним относятся слова, фразы, которые предъявляются разными сенсорными способами. Критерием является количество правильных ответов и выражается в процентах. Важно, наряду с развитием слухового восприятия оценивать качество всех компонентов устной речи – звукопроизношение, речевое дыхание, голос, словесное и логическое ударение, соблюдение норм орфоэпии, интонационную структуру речи и др., а также умение контролировать свою речь с помощью слуха.

Работа с родственниками. Эффективность работы с пожилыми лицами во многом определяется ролью участия родственников в слухоречевой реабилитации, так как от их участия зависит, как их родственник будет с ними общаться.

Для этого необходимо:

  • объяснить важность занятий по слухоречевой реабилитации как с сурдопедагогом, так и дома;
  • настроить родственников на регулярные самостоятельные занятия под руководством педагога;
  • выявить потенциальные возможности занятий дома, кто будет заниматься,
  • помочь решить вопрос обеспечения речевой средой.

Помогать родственникам в решении возникших вопросов – важная задача сурдопедагога.

По нашим данным те лица пожилого возраста, которые прошли курс адаптации к слуховому аппарату или обучению навыкам чтения с губ лучше легче адаптируются в социуме, чем те, которые в силу каких-либо причин( плохое самочувствие, удаленность от реабилитационного центра и т.д.) не могли этого сделать.

4. Психологическое направление

Слуховой аппарат – вспомогательное средство для коррекции потери слуха, и вместе с тем внешний признак этой потери. Но, так как плохослышащий человек опасается ошибочного истолкования своего недостатка как глупости, то он опасается носить и слуховые аппараты, полагая, что окружающие могут счесть их позорным признаком его умственной неполноценности. Не перестаешь удивляться тому, насколько подвержены этому предрассудку самые интеллигентные пациенты, включая академиков и даже врачей. Ведь именно под этим предлогом они часто откладывают настоятельно необходимое им слухопротезирование.

Здесь может помочь только один способ: противопоставление мнимому позору при ношении СА (который можно легко замаскировать небольшим изменением прически у женщин) альтернативы плохого слуха и его последствий. Ведь именно в отсутствие СА плохослышащие люди могут приниматься за «умственно недоразвитых», обременять окружающих, не понимать, о чем с ними говорят, подвергаться скрытым насмешкам и т.д.

Как видим, слухопротезирование пожилых людей – задача не из легких. Алгоритм реабилитационных мероприятий, включающий электроакустическую коррекцию, должен учитывать все аспекты проблемы. Электроакустическая коррекция слуховых нарушений у лиц пожилого и старческого возраста имеет важный социальный аспект, даже если сами старики думают иначе, недооценивая последствия снижения слуха и смирившись со своей потерей. Отсутствие звука перекрывает каналы поступления информации, что ведет к ухудшению коммуникации и снижению жизненной активности. Человек отказывается от слухопротезирования «за ненадобностью», и возникает порочный круг. Его необходимо разорвать и вернуть человека в социум, а сделать это можно только с помощью компенсирующей функции слуховых аппаратов. Принятый, пусть даже со слезами, слуховой аппарат – гораздо меньшее зло, чем отторжение от социального окружения и изоляция. Большинство пациентов сами понимают это, когда, став владельцами СА, они начинают замечать нечто такое, что раньше ускользало от их внимания.

Таким образом, для успешной адаптации лиц пожилого возраста в социуме, для восстановления их коммуникации, необходимо обеспечить каждому плохослышащему пенсионеру медико-психолого-педагогическое и техническое сопровождение, используя индивидуально-дифференцированный подход.

Литература:

  1. Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М.: ДМК Пресс, 2003. – 360 с.
  2. Кузьминова С.А. Коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи неслышащих старшеклассников: Автореф. дис…конд.пед.наук /С.А. Кузьминова. – Москва, 2010. – 23с.
  3. Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших восприятию устной речи: Учеб.– метод.пособие. – М., Институт учебника «Пайдейя», 2000. – 304с.
  4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. Заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.

Материалы сайта

http://surdo.deafnet.ru/info.phtml?c=72&id=339