Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • обобщение и систематизация материала по теме “Имя числительное”;
  • закрепление изученных орфограмм;
  • воспитание любви к языку и работе с единицами речи.

Оборудование:

  1. таблицы “Ь в числительных”, “Склонение числительных оба, обе”;
  2. рисунок с изображением школы;
  3. путевые листы (порядковые и количественные числительные);
  4. сигнальные карточки (целые, дробные, собирательные);
  5. табличка с ребусом;
  6. билеты с номерами вопросов.

Метод: поисковая и аналитическая работа.

Оформление доски:

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

  • число, тема урока;
  • лексическое значение слов: эксперт, экскурсия;
  • ребусы.

Ход урока

Слово учителя.

- Ребята, какую тему мы изучили за последнее время, с какой частью речи познакомились? (Правильно “Имя числительное”)

- Основная цель нашего урока – проверить, как мы усвоили эту тему.

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц в книге; играя в футбол, считаем число забитых голов. Цифры окружают нас везде. А между тем имя числительное - самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов.

- Ответим устно на вопросы, употребляя числительные:

  • Сколько дней осталось до каникул?
  • Сколько минут идёт урок?
  • На какой странице учебника параграф 47?
  • В котором часу заканчиваются занятия в школе?

- А теперь сделаем вывод: в каких случаях и для чего мы употребляем числительные в своей речи.

(Для того, чтобы рассказ о чем-нибудь был более точным и доказательным).

- Правильно, ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели грамматическую сказку

“Кто посчитает?” (Инсценировка сказки)

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: “Много”, и Существительное подхватило:

- Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Учитель: Да, ребята, имя числительное очень важная часть речи и значение этой части речи в нашей жизни велико и это мы сейчас проверим. Домашнее задание у вас было подготовиться по вопросам на стр. 131. Для этого мы должны выбрать эксперта и разделиться на 4 группы. Кто такой эксперт? (На доске заранее)

Эксперт - (от лат. Expertus “опытный”) – специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса)

(Выбираем эксперта)

- Делимся на 4 группы (каждая группа получит по 2 вопроса, ответы должны быть с примерами).

Подготовка – 3 минуты (Жребий вопросов)

- Эксперт подводит итог, какая группа побеждает.

- У нас в Татарстане 2 государственных языка: русский и татарский. И многие из вас умеют говорить на обоих языках. Скажите на татарском языке:

  • Сколько вам лет?
  • Какое сегодня число?
  • Сосчитайте до 10!
  • Что общего между числительными?

- Сегодня мы с вами совершили экскурсию по школе (заранее на доске).

Экскурсия - коллективное посещение чего-нибудь с познавательной целью.

Ваша задача: У вас на столах лежат путевые листы, вы должны прописью вписывать числительные, которые называет экскурсовод (На доске рисунки школы) (Дать задание)

Количественные | Порядковые

Например: У нас в школе три этажа.

Доп. задание: Надписать простые или составные числительные (2-3 минуты). (Сдаем листочки)

- Все числительные делятся на количественные и порядковые. Мы сейчас с вами вспомним, на какие разряды делятся количественные числительные. (Индивидуальные задания по собирательным, целым и дробным числительным.)

  • А к доске пойдут 3 человека и получат задание.
  • Вспомнили разряды, поработали с сигнальными карточками.

22 грузчика, пятеро медвежат, 17 барабанщиков, 1/5 территории, двое саней, три школы, 2/3 стадиона, 60 саженцев, трое ножниц, 1/2 сада, 685 человек.

(Проверить индивидуальные задания)

Индивидуальное задание: Склонение числительных: оба, обе.

Работа у доски. Кто начертит схему употребления “Ь” в числительных?

На конце “Ь” В середине “Ь”
5 до 20 и 30 От 50 да 80
  От 500 до 900

Игра “Эстафета” (по рядам).

1 ряд – “Ь” в конце числительных;

2 ряд – “Ь” в числительных, обозначающих десятки;

3 ряд – “Ь” в числительных, обозначающих сотни.

Синтаксическая роль числительных

Запишем предложения (ученик к доске).

Три - нечетное число. Семь и семь – четырнадцать. Учитель попросил разделить шесть на три. Первый луч солнца разбудил девочку. Занятия начинаются в девять часов. (Характеристика предложений)

- Любое числительное – морфологический разбор (самостоятельно).

- Ребята, отгадайте ребус (Заранее на доске).

100 л, 100 лб, 100 ляр

- А теперь попробуйте сами заменить некоторые части слов или целые слова в предложении:

Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку.

(7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3)

- Числительные часто используются в фольклоре: пословицы, поговорки, загадки. Сейчас я вам загадаю, вы назовете числительные и определите, какие они.

  • Два кольца, 2 конца, посередине гвоздик. (Ножницы)
  • Есть 2 друга у меня, 2 серебряных коня, без уздечки и седла помчу ее как стрела. (Коньки)
  • Семьсот ворот, а один ход. (Невод)
  • Летело семь уток, трех подстрелили, сколько осталось?

Словарный диктант

Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, бассейн, гараж, территория, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста.

Домашнее задание. Сочинить сказку, используя числительные.