Звуки [х], [х'], буквы Х, х. Обучение грамоте

Разделы: Начальная школа


Предмет: Обучение грамоте.

Авторы учебника: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин.

Класс: 1

Тип урока: ОНМ

Тема: «Буквы Х, х, звуки [ х ], [ х' ]. Хлеборобы».

Цель: научить читать и печатать буквы Х, х и слова с этими буквами. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Личностные: Воспитывать в детях уважение и бережное отношение к хлебу, к труду людей.

Познавательные:

  • Познакомить с новыми звуками и буквами.
  • Развивать фонематический слух, устную речь, умение правильно составлять предложения.
  • Формировать способ продуктивного чтения.

Коммуникативные:

  • Создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и  нормами языка.
  • Выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения.
  • Контролировать, корректировать действия партнера.
  • Владеть монологической речью.

Регулятивные:  

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
  • Проговаривание плана и последовательности действий.

Планируемые результаты урока:

  1. Правильно читать и печатать буквы Х, х и слова с этими буквами.
  2. Делить текст на единицы чтения и читать целым словом.
  3. Составлять и печатать предложения .
  4. Видеть и исправлять ошибки в тексте.
  5. Бережно относиться к хлебу.

Осваиваемые понятия: значения слов «хлебороб», «комбайн».

Оборудование: лента букв, учебники В.Г. Горецкого «Русская азбука», картинки сельской тематики, карточки-загадки с незнакомым текстом, карточки-пословицы с незнакомым текстом, схемы слов, слова-карточки для составления предложения, тетради для печатанья.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

На доске окно из картона, створки которого закрыты. Сюжетная картинка. Рисунок Незнайки.

II. Целеполагание и мотивация.

Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много нового и поговорим об очень важном для каждого из вас.

рис.1

Проблема: Как вы думаете, ребята, о чем задумался Незнайка?  

– Почему он не может прочитать слова?

– Как мы поможем Незнайке? (нужно определить звуки, обозначить их буквами, прочитать целым словом)

– С какой буквой мы познакомимся сегодня?

– По тем слова, что вызвали затруднение у Незнайки, можете ли вы сказать, о чем еще мы будем говорить?

III. Актуализация знаний.

Послушайте  загадки и отгадайте. (Загадки читают ученики, получившие  тексты в начале урока. Загадки напечатаны на обратной стороне картинки)

рис.2рис.3

(Приложение №1)

IV. Открытие нового знания.

1. Выполнение фонетического разбора отгадок, сравнение звуков в мягкой и твердой позициях.

– Одинаково произносятся звуки?

– Почему мы звуки читаем по-разному? (Ученики объясняют, что указывает на мягкость и твердость)

2. Знакомство с буквами.

а) Работа по плакатику Азбуки по алгоритму: «Согласные звуки [ х ], [ х' ] обозначаются печатными и письменными буквами Х, х (ха). Буква Х бывает большая и маленькая. С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, названия городов, рек, клички животных».

б) Определение места буквы на ленте букв. Доказательства.

в) Работа в тетрадях для печатанья.

– О чем необходимо помнить, чтобы буквы были напечатаны правильно?

Печатаем буквы, слова, которые не мог прочитать Незнайка, предложение. (По картинке и словам-карточкам ученик составляет предложение, рассказывает алгоритм, затем класс печатает Приложение №2)

рис.4

– Алгоритм:  «Папа Миши и Маши убирает хлеб. В моём предложении 6 слов. 1 – папа, 2 – Миши, 3-и, 4 – Маши, 5 – убирает, 6 – хлеб. Все слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово и имена детей пишу большой буквы. ШИ пишу с буквой И. В конце предложения поставлю точку.»

Взаимопроверка в парах.

г) Как называется машина, на которой работает папа?

– Что в поле делает комбайн?

Напечатаем это слово, разделим на единицы чтения, проверим напечатанное.

– В каком значении употребляется слово хлеб в нашем предложении? А мы что называем хлебом?

На доске схемы слов. Подумайте, какие слова соответствуют этим схемам, докажите.

рис.5

Напечатаем слова (ребята сами говорят и печатают на доске и в тетрадях названия хлебо-булочных изделий)

д) Прочитайте про себя слова и предложение, которые мы напечатали.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить дальше?

Продолжим работу после физминутки.

V. Физическая минутка.

VI. Включение нового в систему знаний.

1. Актуализация знаний.

(Приложение №3)

– Хотите увидеть, что там, за окном?

– А кто может предположить? (Раскрываются створки окна)

– Почему мы увидели колосок? Какое отношение он имеет к хлебу? Что в этом колосе?

– Посмотрите на картинку (Приложение №3)

Чьи это руки? Они грязные, морщинистые, но противны ли они?

– Как вы понимаете слово хлебороб? Из каких двух слов состоит?

– Что вы можете сказать о труде хлебороба?

– Посмотрите на слова Незнайки. Как по-другому можно назвать хлебороба? Почему?

– Легко ли растить хлеб? Что знаете?

– А можно ли обойтись без хлеба?

О том, как люди всегда относились к хлебу, вы узнаете, послушав пословицы. (Три ученика читают карточки с пословицами. Приложение №4.)

Высказывания детей.

2. Работа по учебнику.

а) Рассматривание картинок. Составление предложений. Чтение и объяснение пословиц.

б) Работа над текстом учебника.

– Как подготовить текст к чтению? (Дети проговаривают алгоритм: Нужно каждое слово разделить на единицы чтения, прочитать правильно целым словом с опорой на ударение. Нужно читать так, чтобы интересно было слушать)

Карандашами учащиеся готовят текст к чтению; самостоятельное жужжащее чтение; чтение вслух.

– Кто сможет прокомментировать чтение одноклассника?

VII. Итог. Рефлексия.

Посмотрите еще раз на колосок в нашем окне. Послушайте стихотворение.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

А что вы можете сказать о колоске, о хлебе? Давайте попробуем вместе. (Составление синквейна)

Колосок

Какой? Что скажем? Светлый, золотистый (от солнышка, от доброты человеческих рук)

Что он делает? Колосится, наливается.

Какое предложение составим? В каждом колоске тяжелый труд хлебороба.

И какой мы можем сделать  вывод?

О чем это сказано?

Что колосится, требует много человеческого труда, внимания и любви? Хлеб.

А какие звуки мы слышим в слове «хлеб»?

Как вы думаете, злые люди могут выращивать хлеб?

Что нового узнали сегодня?

– А чего никогда не будете делать?

– Вам нужен был сегодняшний разговор о хлебе?

VIII. Домашнее задание. (Приложение №5)

У вас на партах лежат рисунки колосков и хлеба. Интересные эти рисунки?

Что нужно сделать, чтобы они ожили? Приложив любовь и старание, разукрасьте рисунок.

Придумайте слова, в которых есть слово хлеб.