Общефизическая подготовка – физическое совершенство

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Постоянное занятие физическим совершенствованием -
является неотъемлемой частью воспитания силы воли”.

Только постоянные занятия и тренировки направленные на своё физическое совершенство, могут выработать у учащихся укрепившиеся физические навыки. Для того чтобы ученики знали как выработать определённые физические навыки Управление Образования муниципального образования г. Новый Уренгой разработало контрольные нормативы физической подготовленности учащихся всех возрастных категорий обучающихся с учётом влияния условий Крайнего Севера на растущий организм ребёнка.

Проведение “Президентских состязаний”, в нашей школе проводится с 2005 года. Оценивание развития физических качеств – неотъемлемая часть обучения на уроках физической культуры. Благодаря подсчёту коэффициента по каждому виду тестирования и у каждого обучающегося, учитель и ученики могут получить представление о результатах общей физической подготовленности (ОУФП) – ученика, класса, школы в целом, на начало и окончание учебного года. Тестирование не проходят обучающиеся по состоянию здоровья, относящиеся к специальной медицинской группе.

Дважды в год в начале (сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (апрель-май) учителя физической культуры города принимают контрольные нормативы по 6 видам программы:

- сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа - (мальчики отжимаются от пола; девочки – от скамейки);

- прыжок в длину с места;

- поднимание туловища (пресс) за 30 сек.;

- вис на высокой перекладине;

- гибкость из положения сидя;

- бег 1000 метров.

Приём контрольных нормативов в школах стал основой для организации и проведения “Президентских состязаний”, одного из видов программы Спартакиады школьников г. Новый Уренгой.

Опираясь на предложенные нормативы можно организовывать соревнования разного уровня, победителей можно определять, в каждом из 6 видов программы, а так же по результатам суммы всех нормативов (ОУФП) как в личном, так и в командном зачёте.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ОФП.

1. Сгибание рук, в упоре лёжа – туловище должно быть ровное, во время выполнения сгибания рук колени не сгибать, туловище в пояснице не прогибать и не выгибать, грудью слегка касаться пола или гимнастической скамейки.

2. Прыжок в длину с места у каждого ученика есть 3 попытки, которые выполняются подряд. В зачёт идёт лучший результат, замер производится по пяткам учащегося выполняющего прыжок. В случае заступа, попытка не засчитывается, при падении назад и приземлении на руки, результат засчитывается по кистям рук.

3. Поднимание туловища – и. п. лёжа на спине, согнув ноги под углом 90 градусов, руки за голову, пальцы в замок. Стопы удерживает другой партнёр. Время выполнения упражнения 30 сек. Упражнение начинать по команде “Марш!” и заканчивать по команде “Стоп”. При выполнении участник не должен расцеплять и опускать руки из-за головы, обязательно надо касаться локтями верхней части бедра. При возвращении в исходное положение лопатки касаются гимнастического мата.

4. Вис на высокой перекладине – и. п. подняться на гимнастическую лестницу, на которой крепится перекладина, чтобы перекладина находилась на уровне груди учащегося. Прижаться грудью к перекладине, руки согнуты в локтях, хват кисти сверху на перекладине, большой палец обхватывает перекладину снизу, подбородок над перекладиной. По команде “Марш!” начать выполнять вис, опустив ноги с рейки гимнастической лестницы, подбородок на перекладину не опускать. Время секундомера остановить, как только перекладина окажется на уровне глаз тестируемого.

5. Гибкость из положения сидя – тест выполняется на специально подготовленной доске, на которой имеются упоры для стоп ног, от которых начинается разметка с 0. Тестируемый ученик садится на доску, ноги в коленных суставах ему удерживают 2 ученика, для того чтобы при выполнении упражнения ноги в коленях не сгибались. Ученик, выполняя упражнение за 3 наклона вперёд должен продвинуть палочку, прикреплённую от упоров ног и дальше по линейке, на максимально возможное от себя расстояние по разметке.

6. Бег 1000 метров – выполняется по правилам соревнований бега.

Таблица возрастных оценочных нормативов

Возраст (лет) Физические упражнения
Отжимания в упоре лёжа (кол-во раз) Прыжки в длину с места (см.) Поднимание туловища (кол-во раз) Вис на перекладине
(сек.)
Наклон туловища вперёд (см.) Бег 1000 м (мин. сек.)
  М Д М Д М Д М Д М Д М Д
7 13 8 112 104 13 12 9 6 4 6 5.53 6.23
8 15 9 127 120 14 13 11 9 5 7 5.25 5.57
9 17 10 140 132 15 14 14 12 6 8 4.58 5.40
10 19 11 152 142 16 15 18 15 7 9 4.48 5.25
11 21 12 163 152 17 16 22 19 8 10 4.46 5.11
12 23 13 174 160 18 17 26 23 9 11 4.26 4.58
13 25 14 185 167 19 18 30 27 9 12 4.05 4.48
14 28 14 196 173 20 19 35 31 10 12 3.53 4.39
15 32 15 206 177 21 20 40 35 10 13 3.44 4.31
16 37 15 216 180 22 21 46 39 11 13 3.36 4.15
17 40 16 225 180 23 21 51 41 11 13 3.29 4.22

Оценивание нормативов

Участники тестирования сдают 6 нормативов, по каждому высчитывается

коэффициент в соответствии с вышеизложенной таблицей. Все виды кроме бега высчитываются следующим образом:

Узнаём ОУФП каждого ученика в отдельности:

Если коэффициент получился

от 0 до 0,20 – уровень подготовки хороший;

от 0,21 до 0,40 – высокий;

от 0,41 до 0,60 – очень высокий;

от 0,61 и выше – “супер”- уровень;

Если коэффициент получился

от 0 до -0,20 – уровень подготовки средний;

от -0,21 до -0,40 – низкий;

от -0,41 до -0,60 – очень низкий;

от -0,61 и ниже – надо срочно обратиться к врачу, возможно ребёнок болен.

Протокол результатов и подсчёт коэффициента приведён в таблице приложение № 1.

  • Во-первых, обсчитывая коэффициент каждого вида программы, можно узнать какие физические навыки надо развивать определённому ученику, если его результаты в минусе.
  • Во вторых, можно просчитать результаты всего класса, и сравнить их с результатами других классов в школе, той же возрастной группы.
  • В третьих сразу становится понятно, кто из учащихся обладает супер-уровнем в физическом развитии, а кто наоборот нуждается в помощи, для развития определённых физических навыков.

Соответственно, учащихся с высоким уровнем физического развития учителя стараются привлекать к участию в соревнованиях разного уровня. Учителя физической культуры ведут подсчёт коэффициента и уровня развития у учащихся в начале и конце учебного года. Это позволяет видеть достоверную картину изменения физического совершенствования учеников класса и всей школы в целом. В идеале коэффициент уровня физической подготовленности учеников, класса и всей школы на конец года должен быть выше коэффициента ОУФП на начало года. Эти результаты обусловлены тем, что в начале каждого учебного года учащиеся после продолжительных летних каникул находятся не в лучшей спортивной форме, поэтому коэффициенты физической подготовленности несколько ниже, чем в конце учебного года. Но в реальности могут быть разные нюансы, некоторые ученики участвуют в тестировании после перенесённых заболеваний и ещё не полностью восстановились после болезни, поэтому результаты могут быть хуже, чем на начало учебного года. Для улучшения результатов, учитель применяет для данных учеников щадящий режим подготовки данных учащихся к тестированию. Имея все данные тестирования за несколько лет легко проанализировать ОУФП обучающихся, классов, школы в целом. Можно проследить, как с физиологическим созреванием учащихся изменяется уровень их физической подготовленности.

Поэтому именно учитель физической культуры совместно с медицинским персоналом школы могут и обязаны контролировать физическое развитие учащихся обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Список методической литературы.

1. Таблица возрастных оценочных нормативов - (разработана УО г. Новый Уренгой).

2. Оценивание нормативов - (разработано УО г. Новый Уренгой).