Психологические особенности детей с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга в результате родовой травмы

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Актуальность исследования. В патологии новорожденного родовые травмы занимают значительное место. В среднем около 2% новорожденных получают во время родов травматические поражения. Родовые травмы возникают или спонтанно при прохождении плода через родовые пути, или при осложненных родах, требующих соответствующих мер (поворот плода, наложение щипцов, вакуум-экстракция, хирургическое вмешательство и пр.). Дородовая профилактика, своевременная госпитализация женщин с патологической беременностью, расширение показаний к кесареву сечению и обеспечение условий для его выполнения значительно уменьшили число запущенных случаев и таким образом почти устранили необходимость применения травматизирующих плод методов экстракции. В настоящее время все реже наблюдаются переломы черепа, переломы конечностей и т. д. Этот тяжелый родовой травматизм является результатом внешнего механического воздействия и пропорционален его силе. Родовой травматизм наблюдается и при нормальных родах. Каждый плод во время родов подвергается известному насильственному воздействию или со стороны сокращающейся матки, или со стороны родового канала. Причиной родового травматизма может быть и несоответствие между величиной плода и размерами таза, неправильное положение плода и последствия влагалищных операций. Тяжесть травмы зависит от силы воздействия. Резистентность детского организма имеет здесь большее значение, чем наносимое во время родов насилие. В сущности, родовой травматизм это совокупность самых различных воздействий на плод во время родов: давление на тело плода, сдавление черепа, колебания давления в кровеносной системе, расстройство маточно-плацентарного кровообращения, гипо- и аноксия, резкий переход от высокого давления в матке к более низкому давлению наружной окружающей среды и пр. Имеют значение также продолжительность родов и ригидность родовых путей и т. д. Не следует связывать родовые травмы только с механическим насилием. Часто в генезе травмы центральное место занимает внутриутробная гипо- или аноксия. Наблюдаются родовые повреждения кожи и подкожной клетчатки, мышц, скелета, периферических нервов, ЦНС.

Родовой травматизм, особенно внутричерепная травма, может стать причиной смерти плода во время или после родов, а если удается спасти новорожденного, последствиями ее могут быть самые различные психомоторные нарушения. Все сказанное выше определяет актуальность исследования.

Объект исследования - дети дошкольного возраста с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга в результате родовой травмы.

Предмет исследования - психологические особенности детей дошкольного возраста с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) и диагнозом задержка психического развития (ЗПР).

Цель – выявление психологических особенностей детей с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга возникшими в результате родовой травмы.

Гипотеза исследования - дети дошкольного возраста c диагнозами ДЦП и ЗПР по психологическим особенностям отличаются от здоровых сверстников.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть психологические основы детей дошкольного возраста в норме.
  • Рассмотреть психологические особенности детей с ДЦП.
  • Проанализировать психологически особенности детей с ЗПР.
  • Осуществить эмпирическое исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга возникшими в результате родовой травмы.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования; тестирование. В исследовании были использованы следующие методики: анкета для родителей, разработанная для определения уровня агрессивности их ребенка (Приложение 1); методика “Выбери нужное лицо” Р.С. Немова (Приложение 2); методика “Какой Я?” Р.С. Немова (Приложение 3); методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?” Р.С. Немова (Приложение 4).

Организация и методика проведения исследования

Эмпирическую выборку составили дети 6-7 лет в количестве 45 человек. Первую группу составили дети с диагнозом ДЦП в количестве 15 человек (9 мальчиков, 6 девочек), вторую группу составили детей с ЗПР в количестве 15 человек (5 мальчиков, 10 девочек), третью группу исследуемых составили здоровые дети также в количестве 15 человек (7 мальчиков, 8 девочек).

Методологической основой исследования явились концепции отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрываются научные основы: психологии личности (А. Адлер, П.П. Блонский, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); особенностей развития аномальной личности (Л.О. Бадалян, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, Д.Н. Исаев, А.Е. Личко, Г.С. Сухарева, У.В. Ульенкова и др.).

Теоретическая и практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы медицинскими работниками и работниками детских дошкольных учреждений в работе в детьми с ДЦП и ЗПР.

В результате работы над темой “Психологические особенности детей с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга в результате родовой травмы” был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме. В процессе выполнения работы решались цели и задачи исследования. Целью данной работы было выявление психологических особенностей детей с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга возникшими в результате родовой травмы.

Детский церебральный паралич объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития, в том числе на формирование самооценки, которая часто оказывается заниженной.

Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Еще одна особенность - отсутствие познавательного отношения к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Речевой поток выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове. Если охарактеризовать игру детей с задержкой психического развития в самом общем плане, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Личностные особенности отчетливо проявляются у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе игровой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций.

Анализ результатов исследования

Целью исследования явилось выявление психологических особенностей детей с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга возникшими в результате родовой травмы.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что дети дошкольного возраста c диагнозами ДЦП и ЗПР по психологическим особенностям отличаются от здоровых сверстников. Обратимся к рассмотрению степени выраженности агрессивности у детей дошкольного возраста по трем группам исследуемых детей (Приложение 5). Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что по группе детей с диагнозом ДЦП 66,7% исследуемых детей имеют высокий уровень агрессивности, у 33,3% детей - средний уровень агрессивности. Что же касается группы исследуемых детей с диагнозом ЗПР, то 46,7% исследуемых детей имеют высокий уровень агрессивности, а 53,3% - средний уровень агрессивности. 26,7% исследуемых здоровых детей имеют высокий уровень агрессивности, 66,7% исследуемых имеют средний уровень агрессивности, а 6,6% детей имеют низкий уровень агрессивности. На рисунке 1 представлены средние баллы по выраженности агрессивности у детей дошкольного возраста.

Рис. 1. Средние значения показателей уровня агрессивности по трем группам исследуемых детей дошкольного возраста

Примечание. 1. – дети с диагнозом ДЦП; 2. – дети с диагнозом ЗПР; 3. – здоровые дети.

Анализируя данные рисунка 1, мы можем сказать, что средние значения показателей агрессивности у детей с диагнозом ДЦП выше, чем у детей с ЗПР и здоровых детей. Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня агрессивности и по группам исследуемых детей с диагнозом ДЦП и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05 (Приложение 6). Таким образом, по такому показателю как агрессивность выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня агрессивности и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05 (Приложение 7). Таким образом, по такому показателю как агрессивность выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня агрессивности и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и детей с диагнозом ДЦП не подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05 (Приложение 8). Таким образом, по такому показателю как агрессивность не были выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и ЗПР (p < 0,05).Обратимся к рассмотрению степени выраженности тревожности у детей дошкольного возраста по трем группам исследуемых детей. Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что по группе детей с диагнозом ДЦП 80% исследуемых детей имеют высокий уровень тревожности, у 20% детей - средний уровень тревожности.

Что же касается группы исследуемых детей с диагнозом ЗПР, то 80% исследуемых детей имеют высокий уровень тревожности, а 20% - средний уровень тревожности. 46,7% исследуемых здоровых детей имеют средний уровень тревожности, 53,3% исследуемых имеют низкий уровень тревожности. На рисунке 2 представлены средние баллы по выраженности тревожности у детей дошкольного возраста.

Рис. 2. Средние значения показателей уровня тревожности по трем группам исследуемых детей дошкольного возраста

Примечание. 1. – дети с диагнозом ДЦП; 2. – дети с диагнозом ЗПР; 3. – здоровые дети.

Анализируя данные рисунка 2, мы можем сказать, что средние значения показателей тревожности у детей с диагнозом ДЦП и с ЗПР значительно выше, чем у здоровых детей. Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня тревожности и по группам исследуемых детей с диагнозом ДЦП и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как тревожность выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p<0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня тревожности и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как тревожность выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня тревожности и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и детей с диагнозом ДЦП не подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как тревожность не были выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и ЗПР (p > 0,05).

Рассмотрим уровень самооценки у детей дошкольного возраста по трем группам исследуемых детей. Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что по группе детей с диагнозом ДЦП 60% исследуемых детей имеют средний уровень самооценки, у 40% детей - низкий уровень самооценки. Что же касается группы исследуемых детей с диагнозом ЗПР, то 20% исследуемых детей имеют средний уровень самооценки, а 80% - низкий уровень самооценки. 6,7% исследуемых имеют высокий уровень самооценки, 46,7% исследуемых здоровых детей имеют средний уровень самооценки, 46,6% исследуемых имеют низкий уровень самооценки. На рисунке 3 представлены средние баллы по выраженности самооценки у детей дошкольного возраста.

Рис. 3. Средние значения уровня самооценки по трем группам исследуемых детей дошкольного возраста

Примечание. 1. – дети с диагнозом ДЦП; 2. – дети с диагнозом ЗПР; 3. – здоровые дети.

Анализируя данные рисунка 3, мы можем сказать, что средние значения показателей самооценки у здоровых детей значительно выше, чем у детей с диагнозом ДЦП и с ЗПР. Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня самооценки и по группам исследуемых детей с диагнозом ДЦП и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v=28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как самооценка выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня самооценки и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как самооценка выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05).

Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня самооценки и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и детей с диагнозом ДЦП не подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как самооценка не были выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и ЗПР (p < 0,05).

Рассмотрим уровень коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста по трем группам исследуемых детей. Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что по группе детей с диагнозом ДЦП 6,7% исследуемых детей имеют высокий уровень коммуникативных качеств, 33,3% исследуемых детей имеют средний уровень коммуникативных качеств, у 60% детей - низкий уровень коммуникативных качеств. Что же касается группы исследуемых детей с диагнозом ЗПР, то 26,7% исследуемых детей имеют низкий уровень коммуникативных качеств, 13,3% - высокий уровень коммуникативных качеств, а 60% - средний уровень. 13,3% исследуемых имеют средний уровень коммуникативных качеств, 86,7% исследуемых здоровых детей имеют высокий уровень коммуникативных качеств. На рисунке 4 представлены средние баллы по выраженности коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста.

Рис. 4. Средние значения уровня коммуникативных качеств по трем группам исследуемых детей дошкольного возраста

Примечание. 1. – дети с диагнозом ДЦП; 2. – дети с диагнозом ЗПР; 3. – здоровые дети.

Анализируя данные рисунка 4, мы можем сказать, что средние значения показателей коммуникативных качеств у здоровых детей значительно выше, чем у детей с диагнозом ДЦП и с ЗПР. Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня коммуникативных качеств и по группам исследуемых детей с диагнозом ДЦП и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как уровень коммуникативных качеств выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня коммуникативных качеств и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и здоровых детей подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Таким образом, по такому показателю как уровень коммуникативных качеств выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и здоровыми детьми (p < 0,05). Нами был высчитан t-критерий Стьюдента, в результате которого различия в средних значениях уровня коммуникативных качеств и по группам исследуемых детей с диагнозом ЗПР и детей с диагнозом ДЦП не подтвердились, в связи с тем, что > при числе степеней свободы v = 28 с вероятностью допустимой ошибки 0,05.

Таким образом, по такому показателю как уровень коммуникативных качеств не были выявлены статистически значимые различия по группам детей с диагнозом ДЦП и ЗПР (p > 0,05).

Для выявления наличия связи между психологическими особенностями детей с диагнозом ДЦП и диагнозом ЗПР, мы использовали коэффициент корреляции Пирсона, значения которого были проверены на значимость. Результаты корреляции представлены в приложении (Приложение 9, 10).

- чем выше у детей с диагнозом ДЦП уровень агрессивности, тем ниже у них уровень тревожности (-0,39) на уровне значимости p0,05;

- чем выше у детей с диагнозом ДЦП уровень тревожности, тем ниже у них уровень самооценки (-0,4) на уровне значимости p0,05;

- чем выше у детей с диагнозом ДЦП уровень самооценки, тем выше у них уровень коммуникативных качеств (0,37) на уровне значимости p0,05 (См.: рис. 5);

 

Рис. 5. Корреляционные плеяды взаимосвязей психологических особенностей детей с диагнозом ДЦП

- чем выше у детей с диагнозом ЗПР уровень агрессивности, тем ниже у них уровень тревожности (-0,42) на уровне значимости p0,05;

- чем выше у детей с диагнозом ЗПР уровень тревожности, тем ниже у них уровень коммуникативных качеств (-0,35) на уровне значимости p0,05 (См.: рис. 6).

Рис. 6. Корреляционные плеяды взаимосвязей психологических особенностей детей с диагнозом ЗПР

Заключение (Приложение 11).