Учимся математике, играя

Разделы: Математика


Увеличение нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес у учеников на протяжении всего урока к изучаемому материалу. В связи с этим, я веду поиски новых эффективных методов обучения.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. Игровая ситуация предполагает активизацию деятельности учащихся на уроках. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на начальных этапах, является игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающий напряжение, которое возникает в период адаптации детей к школьному режиму. Но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планируют, продумывают и определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Расскажу немного о том, какие дидактические игры я использую в своей педагогической деятельности. И начну с устной работы. Устную работу в 5-6 классах нужно обязательно облекать в занимательную форму, сопровождая ее рисунками на доске и в презентациях.

Например:

В данном случае ученики должны рассмотреть два рисунка рядом, проанализировать, как связаны числа на первом рисунке, и вместо вопроса на второй рисунок поставить соответствующее число. Казалось бы такая же математическая задача, но сам рисунок уже создает положительный эмоциональный настрой. А чувство интереса влияет на скорость и прочность усвоения информации и снижает утомляемость.

Очень большой интерес вызывает устная работа, если ответы сопровождаются комментариями из других областей знания или из истории математики.

Так в 5 классе, закрепляя сложение и вычитание десятичных дробей, можно в ходе устной работы привести слова из сказки: “А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок”. При этом нужно продемонстрировать схему и список названий сказок. Каждой сказке ставится в соответствие свое число.

Возможные ответы:

  • “Медведь”- 6,2.
  • “Три медведя” - 7,1.
  • “Маша и медведь” - 7.

Правильный ответ: “ Маша и медведь”. После этого можно сказать несколько слов о среде обитания медведя и интересные факты его жизни.

При закреплении изученной темы и на стадии повторения материала я часто использую математическое лото. Для этого я готовлю 5-6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными ответами и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Большие карты раздаются группам учащихся. Учитель читает пример или использует презентацию, что еще удобнее. Та группа, которая обнаружила на большой карте правильный ответ, забирает карточку и накрывает соответствующую клетку. Выигрывает та команда, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Если ответы верны, то должно получиться или слово, или картинка. Аналогично проводится индивидуальное лото. Но в данном случае у каждого ученика своя карта и свои примеры, количество которых больше, чем ответов. Каждый ученик работает самостоятельно. Кроме того работа проверяется быстро, так как для каждого учащегося с обратной стороны образуется код, легко читаемый учителем.

Очень удачными для использования дидактических игр являются в 6 классе тема “Координатная плоскость”, а в 9 классе “Метод координат” По этим темам я обязательно провожу “Соревнования художников”. В начале урока на интерактивной доске или в презентации можно нарисовать рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и попросить ребят назвать координаты точек или в 9 классе координаты векторов. Подобная работа проводится у доски. Ученики строят по координатам точки на плоскости, соединяя каждую с предыдущей. В результате получается красивый рисунок, что вызывает удивление и даже восторг. Аналогичная работа дается на дом. Каждый ученик придумывает рисунок и дает рядом координаты каждой точки (или координаты векторов в 9 классе). Над этим творческим заданием дети работают очень увлеченно, показывая большую фантазию и трудолюбие. В заключении темы проводится самостоятельная работа, где снова по заданным точкам ученики строят фигуру. Эти темы я отработала не один год и могу с уверенностью сказать, что с использованием таких игр материал стал усваиваться быстрее.

Для закрепления тем “Совместные действия над рациональными числами” и “Алгебраические дроби” хорошо использовать дидактическую игру “Кто быстрее”. Для этого каждый ученик заготавливает табличку с числами (или алгебраическими дробями) по вертикали и горизонтали. По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить действия над числами, стоящими против точки. Ученики записывают ответ в клеточке с точкой карандашом. Через 2-3 минуты таблички возвращаются назад, и дети проверяют результаты работы друг друга. “Проверяющий” ставит оценку. Учитель собирает таблички и подводит итоги. Одни и те же таблички можно использовать ни один раз в зависимости от действий над числами.

В 5-6 классах по темам “Натуральные числа”, “Действия с дробями” замечательно проходит игра “Математический базар”. Эта игра требует подготовительного этапа. Каждая команда заготавливает себе деньги от 10 до 100 р. определенного цвета. Кроме того детям заранее дается задание подготовить “товар”: нарисовать животных, рыбу, книги, одежду, фрукты и овощи. После этого учитель с обратной стороны “товара” пишет задания и оценивает их стоимость. Решения этих заданий он пишет на отдельных листах. “Продавцов” и ведущего желательно взять из старших классов.

В классе 5 столов (палаток) с красочным товаром: “Мясо”, “Рыба”, “Книги”, “Одежда”, “Овощи и фрукты”. На левой доске стенгазеты, заранее приготовленные группами. Посередине комнаты сдвинуты столы в форме ромбов для групп (3).Палатки и столы для групп подписаны. На интерактивной доске написана тема. Учитель сообщает тему и цель урока, используя слайды. Затем он обращается к классу, чтобы дети могли привести примеры практического применения знаний, полученных по теме. Далее учитель цитирует слова французского математика Блез Паскаля: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным”. После этого учитель сообщает, что на уроке будет проведена игра: “ Математический базар”, говорит напутственные слова и приглашает дежурного по базару. Дежурный с использованием презентации в игровой форме говорит о правилах поведения учеников на игре. Для открытия базара приглашают первыми лидеров групп. Далее ученики выбирают себе “товар”, выполняют задание и если ответ верен, то они могут купить “товар”. Если же ответ неверен, они могут обменять “товар” на другой. По окончанию урока продавцы подводят итоги.

Кроме этого я провожу “Урок-путешествие” в 5 классе по теме “Сложение, вычитание и округление десятичных дробей”, “Математическую перестрелку” в 6 классе по теме “Рациональные Числа”. По этой же теме была проведена “Своя игра”. Брейн-ринги можно проводить по любой из тем. В этом году я проводила “Эколого-математический брейн-ринг” в 6 классе, викторины в 9 классах, а также игру “Счастливый случай” в 10 классе по теме “Показательная функция”.

Работая несколько лет над использованием дидактических игр, я делаю вывод, что систематическое использование их, делает учебный процесс более интересным, активизирует учебную деятельность школьников и положительно влияет на повышение качества знаний. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционную форму обучения и воспитания школьников.

В заключение, я хотела предложить разработку урока и внеклассного мероприятия с использованием дидактических игр.

Урок математики в 6 классе по теме: “Умножение обыкновенных дробей”

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок-практикум с использованием дидактической игры (математическое лото).

Приемы активизации познавательной деятельности школьников: Использование учителем дидактической игры и ярких исторических фактов из жизни знаменитых математиков с использованием презентации.

Цель: Активизация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов, контроль усвоения по теме.

Опорные знания: Правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число, умножение обыкновенных дробей, умножение смешанных чисел.

Ход урока

Урок начинается со слов великого французского математика Блез Паскаля:

“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным”

1. Организационный этап.

2. Устная работа у доски.

А) Восстановите запись:

13= ; 3=; 7 = ; = 4.

Б) Найдите ошибку:

* = = .

В) Выполните действия:

* 2; * ; 3 * ; 2 + .

3. Практическая работа у доски.

1) Выполните умножение:

А) 0,58 * ;

б) 2 * 18 *1;

в) 4 * 1 * 2.

2) Найдите значение выражения:

А) * * - * - .

Б) (( 1 ))2 - ) *10 - 7.

4. Дидактическая игра.

Каждый ученик получает свой конверт с кодом. В конверте большая карта, разделенная на 6 прямоугольников с записанными ответами и 7 маленьких карточек с заданиями. Учащиеся выполняют задания и если обнаружили на большой карте правильный ответ, то накрывают его, переворачивая карточку. В итоге с обратной стороны получается фамилия знаменитого математика, что позволяет учителю легко проверить правильность выполнения заданий.

5. Учитель с использованием презентации рассказывает о таких великих математиках как: Евклид, Декарт, Фалес, Диофант, Гильберт, Чебышев. Именно эти фамилии ученики увидели с обратной стороны лото.

6. Подведение итогов.

Учитель отмечает лучших учеников, дает рекомендации некоторым ученикам, сообщает оценки за урок.

7. Рефлексия.

Учитель задает вопрос, что понравилось на уроке и предлагает 7 вариантов ответов:

1. Возможность работать с товарищами в группе.

2. Интересные и занимательные задачи.

3. У меня все здорово получалось.

4. Необычная ситуация.

5. Одобрение учителя и хорошая оценка.

6. На практике применил свои знания.

7. Оформление урока.

Ученики на каждый из вариантов реагируют своим светофором. Учитель предлагает дать еще свой вариант ответа. Далее учитель делает вывод.

8. В заключение на доске появляются портреты Архимеда, Пифагора и Пуанкаре и словами одного из них (Пуанкаре) заканчивается урок: “Если кто-либо хочет кратким выразительным словом определить само существо математики, то должен сказать, что это наука о бесконечности.”

Внеклассное мероприятие в 6 классе: Сказка “Волшебный корень”

Цель мероприятия: закрепить навыки решения уравнений, повторить действия над обыкновенными и десятичными дробями; повышение интереса к математике, развитие чувства коллективизма, здорового соперничества, чувства успешности.

Ход мероприятия

Эта игра проводится как итоговое занятие по теме: “Решение уравнений” в 6 классе. Данная дидактическая игра ведется на основе сказки об Иване-Царевиче и Кощее Бессмертном.

Класс делится на 3 команды. Каждая команда имеет своего капитана (Иван-Царевич).

Учитель, используя презентацию, начинает рассказ: (Слайд 1-2).

В некотором Алгебраическом царстве жил был Иван – Царевич. Было у него 3 сестры: Дробь, Обыкновенная и Десятичная. Отца и матери у них не было. Пришло время, и отдал Иван – Царевич своих сестер замуж за Царей Переместительного, Сочетательного и Распределительного Царства. Жил он, жил без сестер и вдруг стало ему очень скучно. Решил тогда Иван отправиться к ним в гости. По дороге он встретил прекрасную Алгебраическую Сумму. Полюбили они друг друга. Но злой Кощей Взаимное Уничтожение похитил Алгебраическую Сумму. Иван – Царевич взял на помощь самых верных друзей и отправился выручать любимую. Шли они, шли, вошли в лес и тут дорогу перегородил огромный камень. А на камне написаны 3 уравнения: (Слайд 3)

  • 6х -12 = 22 + 4х ( I )
  • 10х – 18 = 6 + 2х (II)
  • 13х – 19 = 7 + 3х ( III ).

Если правильно решить уравнения, то камень освободит дорогу. К доске выходят по 1 ученику от каждой команды. Преодоление первой трудности приносит каждой команде от 1 до 3 баллов. Если кто-то решил неверно, то команда может помочь, но при условии, что решены уравнения и других команд.

Учитель продолжает: (Слайд 4)

Продолжил свой путь Иван – Царевич. Долго он ехал по лесу, пока не повстречалась ему избушка Подобной Бабы Яги. Она враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану, но если его друзья решат 6 уравнений, записанных на стенах избушки. Тогда правильные ответы будут заклинаниями, которые помогут ей обновить избушку, что было давним ее желанием.

В презентации избушка с уравнениями. (Слайд 5)

  • (I) -3 ( 2х – 5 ) = 4х – 11,
    3 – 2 ( 4 – 6х ) = 3 ( х + 2 ) – 1.
  • (II) - 2 ( 3х – 1 ) = 8х – 10,
    2 – 4 ( 2 – 5х ) = 4 ( х + 3 ) – 2.
  • (III) - 5 ( 2х – 3 ) = 3х – 7,
    5 – 3 ( 5 – 2х ) = 5 ( х + 7 ) – 3.

К доске идет следующая шестерка учеников (по 2 от каждой команды) и решает уравнения. Подводятся итоги. Максимальное количество баллов – 8.

Прощаясь с Иваном-Царевичем, Подобная Баба Яга рассказала ему о волшебной силе корней уравнения. Если надо какой-нибудь замок открыть или накрепко закрыть, нужно вслух произнести корень уравнения. И все исполнится.

Отправился Иван дальше. Но злой Кощей подстерег его с друзьями и бросил в самое глубокое подземелье. Замкнул же его на 6 замков. Вспомнил Иван наставление Яги и решил выбраться.

Слайд 6:

  • (I) 2,3 – 1,4 ( 0,2 – 3х ) = 2,1 ( 0,4х – 3 ) – 0,5х,
    Х - ( х + 10 ) = - ( 21 - х ).
  • (II) 3,5 – 1,2 ( 0,3 – 6х ) = 3,2 ( 0,2х – 2 ) + 0,4х,
    2х - ( х + 16 ) = - ( 15 - х ).
  • (III) 4,2 – 2,1 ( 0,3 – 2х ) = 2,5 ( 0,3х – 5 ) -0,2х,

Следующая пара учеников от каждой команды у доски. Подводятся итоги третьего тура. Здесь можно заработать 10 баллов.

Иван – Царевич произнес волшебные слова и все замки открылись. Вышли узники и остановились перед воротами Кощеева дворца, на которых были написаны уравнения:

Слайд 7:

  • (I) 2 = 6,2
  • (II) 3 = 6,3
  • (III) 5 = 10,5.

И снова у доски решаются уравнения. Команды могут получить по 5 баллов.

Решил их Иван-Царевич. Ворота открылись. Освободил Иван Алгебраическую Сумму. Сыграли они свадьбу. После этого проведали сестриц. И стали жить поживать, да добра наживать.

Подводятся итоги игры, награждаются победители.