Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 10


Цель урока:

  • Обобщающая - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ лирического произведения;
  • Развивающая - выявить связь культуры эпохи Возрождения и “золотого” века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся;
  • Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.

Оборудование:

  • репродукции картин Рафаэля “Сикстинская Мадонна”,
  • Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”);
  • портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой;
  • мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.

Презентация

Слайд 1

Ход урока

...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий

Вступительное слово учителя

Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить, как оно развивалось в эпоху Возрождения и отразилось в 19 веке, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости.

Наша духовная и материальная культура создавалась веками.Наследники, к сожалению, не всегда умели ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грациозные греческие статуи, сжигали книги, рушили храмы... Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. О какой эпохе я веду речь? Как иначе называют этот период? (Эпоха Возрождения – Ренессанс).

Слайд 2

Проверка домашнего задания:

  1. Индивидуальный ответ учащегося “Возрождение”.
  2. Задание “Подбери пару”:
1 Сандро Боттичели   “Давид”
2 Джотто ди Бондоне   “Тайная вечеря”
3 Леонардо да Винчи   “Афинская школа”
4 Микеланджело   “Рождение Венеры”
5 Рафаэль Санти   “Поцелуй Иуды”

Слайд 3

Ответ:

1 Сандро Боттичели 4 “Давид”
2 Джотто ди Бондоне 3 “Тайная вечеря”
3 Леонардо да Винчи 5 “Афинская школа”
4 Микеланджело 1 “Рождение Венеры”
5 Рафаэль Санти 2 “Поцелуй Иуды”

Самопроверка: оценка равна числу правильных ответов.

Повторение: назвать шедевр и его автора.

Слайд 4

Ответы:

1. Боттичелли “Рождение Венеры”.

2. Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”.

3. Микеланджело “Пьета”.

Новый материал. Вступительная беседа.

  • Какая эпоха объединяет эти произведения? (Ренессанс – Возрождение)
  • Как в этих картинах и скульптуре отразились темы и сюжеты Ренессанса? (Темы и сюжеты наполняются светским содержанием)
  • Чем картины Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти отличаются от икон? (Человек возвеличивается без Бога)
  • Какое отношение к миру вы видите общим на протяжении нескольких эпох? (Гуманизм, милосердие, жалость к униженным, осуждение страдания, величие человеческого разума).

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не назвать произведение, считающееся самым загадочным на протяжении почти пятисот лет. Принадлежит оно кисти великого учёного и художника Леонардо да Винчи. У этой картины двойное название “Мона Лиза” и “Джоконда”.

Слайд 5

О загадках и тайнах, связанных с нею, расскажет группа учащихся, получивших заранее задание исследовательского характера.

Выступление группы исследователей. Темы их исследований:

1. История создания: вымыслы и реальность.

2. Загадочность улыбки.

3. Современные публикации о древнем шедевре.

Слайд 6

Слово учителя:

А сейчас на экране вы видите картину другого художника – Рафаэля Санти, которая признана самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором возвышенное и величавое стало соразмерным человеку.

Выступление экскурсоводов: описание картины “Сикстинская Мадонна”.

Чтение учителем стихотворения собственного сочинения:

Перед картиной Рафаэля

Великий Рафаэль – художник
Для храма Сикста стал писать
Мадонну в зелени с младенцем,
Воспев Иисуса Марию – мать.

С небес спускается Мадонна
Уж несколько веков подряд,
Ступая босыми ногами,
Чтоб людям сына показать.

Простая женщина, земная,
Над головою нимба нет,
А из очей её спокойных
Струится лучезарный свет.

И Сикст святой, Мадонну видя,
Снял с головы своей убор.
Приветствует в благоговенье
Её Варвара, спрятав взор.

Смотрю на полотно и будто слышу:
Архангелов небесных хор поёт.
Мадонна с сыном, в облаках ступая,
Навстречу мукам и любви идёт.

Слово учителя:

Пройдёт почти триста лет, и поэтом другой эпохи – Золотого века литературы – будут созданы строки, обожествляющие земную женщину. А.С. Пушкин даст название своему стихотворению “Мадонна”.

Вслушайтесь в эти строки и попробуйте разграничить “божественное” и “земное”. Какие художественные средства выбрал поэт для создания образа своей Мадонны?

Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, краткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 7

Анализ стихотворения:

  • В каком году написано это стихотворение? Какому событию в жизни А.Пушкина оно посвящено? (В 1830 году, после знакомства с будущей женой Н.Н.Гончаровой).
  • На какие части можно разделить строфы стихотворения? Почему? (Три первые строфы – о святой Мадонне, названной Пречистой, последняя строфа – о своей возлюбленной, названной тоже Мадонной).
  • Какие эпитеты нашёл поэт для создания этих образов? (“с величием взирали”, “краткие”, “во славе и лучах”, “без ангелов”, “чистейшей прелести чистейший образец”, “моя”).
  • Что вы знаете об этой женщине, названной здесь Мадонной? (Мы знаем, что среди московских барышень Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой; воспитание и образование её было для той поры обычным, домашним. Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети: Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт, подобно своему герою Гринёву, икал отдохновения от светской суеты в семейном кругу. И находил.)
  • Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?

(Лирический герой как бы подчёркивает свою скромность и незначительность по сравнению с божественной Мадонной: “обитель”, “в простом углу моём”. Взамен множества картин поэт желал видеть только одну, но именно в ней воплощены для него величие и разум) .

Слово учителя:

Из письма В.А.Нащокиной: “...Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его Богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью даже намёком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить её” .

Кто знает, может быть, перед глазами Александра Сергеевича вставали образы Сикстинской Мадонны и Моны Лизы, когда он творил своё произведение.

Слайд 8

Лексическая работа

Задание: на экране вы видите термины, которые вы услышали сегодня на уроке. Объясните их значение (работа в тетрадях).

  • Репродукция –
  • Иллюстрация –
  • Сфумато –
  • Нимб –
  • Гуманизм –

Подведение итогов урока. Дискуссия

  • Обращаясь к эпиграфу урока, скажите: как понимали красоту люди прошлых столетий?
  • Изменились ли сейчас взгляды ваших современников?

Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что есть красота?”