Программа кружка декоративно-прикладного искусства "Вязание на спицах"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

Веками отточенное мастерство вязания спицами актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, одежду и элементы её украшения, игрушки и предметы быта.

Ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи.

Цель: приобщение обучающихся к основным видам рукоделия.

Задачи:

обучающие:

  • Познакомить с историей и развитием художественного вязания.
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами.
  • Познакомить с основами цветоведения и материаловедения.
  • Научить чётко выполнять основные приёмы вязания.
  • Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно.
  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
  • Расширить словарный запас обучающихся.

развивающие:

  • Развить образное мышление, внимание, моторные навыки, творческие способности, фантазию,
  • Выработать эстетический и художественный вкус.
  • Способствовать развитию интереса к видам рукоделия

воспитательные:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности.
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
  • Привить основы культуры труда.

социальные:

  • Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
  • Познакомить детей с профессиями декоративно-прикладного искусства.
  • Программа кружковой работы: “Вязание на спицах” основана на единых подходах и принципах:

- использование разнообразных форм организации занятий;

- развивающий характер обучения;

- обеспечение психологического комфорта ребёнка;

- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.

Практическая часть - включает в себя навыки изготовления образцов вязания и изделий.

Большое внимание следует уделять изготовлению декоративных изделий, украшающих быт, и сувениров. В них с наибольшей полнотой проявляется индивидуальный вкус хозяйки, теплота её рук.

Занятия проводятся по два раза в неделю по два учебных часа. Рекомендуется привлекать учащихся с 5 по 8 классы.

Каждый кружковец самостоятельно приобретает инструменты и материалы. Руководитель должен иметь тоже инструменты и запасные. Для учёбы лучше использовать стальные спицы: они не гнутся, и не пачкают светлую шерсть.

У учителя должны быть образцы узоров вязания, готовые изделия. С их помощью педагог знакомит учащихся с программой обучения, показывает, чему они могут научиться, занимаясь в кружке. Наглядные пособия руководитель широко использует на занятиях, особенно при объяснении нового материала.

Можно построить занятие следующим образом:

Организационный момент – 10 мин.

Проверка выполнения работ – 10 мин.

Изучение нового материала:

- теоретические сведения – 10 мин.

- практические работы - 50 мин.

Уборка помещения - 10 мин.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.

Предполагаемые результаты:

- учащиеся приобретут знания по видам рукоделия;

- разовьют умения и навыки в процессе изготовления изделий;

- повысится интерес к изучению видам рукоделия, активизируется познавательная деятельность;

- выявится интерес к художественно-декоративной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

В конце обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
Правила поведения, ТБ. Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе со спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон. Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.
Инструменты и материалы. Правильно пользоваться спицами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ спиц в и ниток.
Основные приёмы вязания спицами, технику вязания. Чётко выполнять основные приёмы: набор петель, лицевая и изнаночная петли. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
Основные способы вывязывания петель. Условные обозначения, понятие “раппорт”. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию спицами, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.
Основы цветоведения. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Основные мерки, правила измерения. Снимать и записывать мерки.
Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров. Виды ручных трикотажных швов, их применение. Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.
Последовательность изготовления изделий. Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов “за иголку”, “тамбурный”.
Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий. Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку.
Правила ухода за трикотажными изделиями. Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий. Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.

Примерный тематический план занятий кружка размещён в Приложении 1. Тематическое планирование кружка находится в Приложении 2.