Склонение простых количественных числительных от пяти до тридцати. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели: выяснить и запомнить особенности склонения числительных от пяти до тридцати; научиться правильно писать и употреблять падежные формы данных числительных.

Оформление доски:

  • написаны число, тема;
  • заготовлена таблица;
Падежи Сущ. 3 скл. Числ. от 5 до 30
И., В.    
Р., Д., П    
Т.п.    
  • на переносной доске приготовлен материал для устной работы.

Ход урока

I. Оргмомент.

Запись числа, вводное слово учителя: "Продолжаем работать по теме "Количественные числительные, обозначающие целые числа". Кратко повторим материал предыдущих уроков и перейдем к новой теме".

II. Орфографическая пятиминутка (повторение орфографии числительных).

1. Раздать карточки (3 человека) для самостоятельной работы.

Задание на карточках: Записать числительные словами, вставить безударные гласные, выделить орфограмму.

18 т...левизоров, 70 к...ртин, 800-ый к...лометр,

654 экз...мпляра, свыше 78 ч...ловек.

2. Один ученик работает у доски.

Задание: Записать числительные, объяснить их написание.

Шестьсот, пятьдесят девять, восемнадцать, восемьдесят четыре, девятьсот.

Дополнительный вопрос: Назвать простые числительные.

Какие числительные называются простыми?

3. Собрать карточки.

III. Запись темы урока, сообщение целей и задач урока. Работа по теме.

1. Повторение теоретического материала предыдущих уроков (фронтально), переход к новой теме.

  • Какие числительные называются количественными?
  • Назовите разряды количественных числительных.
  • Приведите примеры количественных числительных, обозначающих целые числа.
  • Как изменяются количественные числительные?
  • Каковы особенности изменения числительных один, два?

2. Объяснение нового материала.

А) Простые количественные числительные от пяти до тридцати тоже имеют свои особенности.

  • Что значит "простые числительные"?
  • Назовите простые количественные числительные от 5 до 30 (несколько примеров).

Эти числительные склоняются так же, как и существительные. А вот о том, какие именно существительные, вы мне скажите позже сами, используя материал домашнего задания. (Примечание. Дома учащиеся склоняли существительные сорока, камыш, молодежь, скатерть.) Мы просклоняем числительное, а затем сравним с тем, как изменяются существительные.

Б) Просклонять числительное шесть (один ученик у доски, остальные в тетрадях).

В) Результаты коллективно заносим в таблицу (см. начало урока).

Г) Сопоставление полученных результатов с домашним заданием. (Дома вы изменяли по падежам существительные разных склонений. Назовите существительные, которые имеют такие же падежные окончания, как и числительное "шесть"). Окончательное заполнение таблицы.

  Сущ. 3 скл. Числ. от 5 до 30
И., В. - -
Р., Д., П
Т.

Итак, простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются так же, как и существительные третьего склонения.

Д) Но! среди данных есть числительные, которым нужно уделить особое внимание. Это числительные от 11 до 19. У этих числительных падежные окончания безударны, поэтому в Р., Д., П. падежах окончания этих числительных надо запомнить. Поставим числительное тринадцать в Р., Д., П. падежи (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).

- Какие же окончания имеют количественные числительные от 11 до 19 в Р., Д., П. падежах?

Е) Стр. 151 (чтение правила).

3. Закрепление.

А) Записать словосочетания, определить падеж числительных, объяснить окончания. (Учащиеся по желанию по очереди работают у доски)

Более семнадцати часов, в одиннадцати рассказах, около тринадцати растений, на четырнадцати полях, мимо шестнадцати озер.

Б) "Устный счет".

Перенесемся на урок математики и посмотрим, умеете ли вы правильно читать примеры и считать.

На переносной доске: 15+8=

12-9=

16+15=

19-6=

Задание: Сначала четко прочитайте, а затем сосчитайте. (Учащиеся читают примеры, четко проговаривая их: "К пятнадцати прибавить восемь будет ..." и т.д.)

Последний пример учащиеся записывают в тетрадь без ответа, определяют падеж числительного 19, выделяют его окончание.

В) Самостоятельно составить и записать два подобных примера без ответов, используя простые количественные числительные от 5 до 30. Определить падежи числительных, выделить их окончания.

Последующая проверка.

4. Выводы.

  • Что мы узнали сегодня о склонении простых количественных числительных от 5 до 30?
  • Почему особое внимание надо обратить на числительные от 11 до 19?
  • Какое же окончание пишется у данных числительных в Р., Д., П. падежах?

5. Запись и объяснение домашнего задания.

П. 63 , упр. 360.

IV. Повторение. Буквенный диктант.

Учитель читает слова. Задача учащихся самостоятельно определить части речи и записать номер слова и начальную букву слова, называющего часть речи. Тетради с данной работой сдаются сразу после урока на проверку учителю. (Буквенный диктант можно проводить на специальных листочках).

Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, дважды, двоякий, второй.

Запись у учащихся:

1 ч

2 с

3 ч

4 п

5 гл.

6 н

7 н

8 п

9 ч

V. Итог урока.

Сообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке. Общая характеристика работы класса.