Проектная деятельность учащихся как средство формирования общих компетенций

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

"Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь".

Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".

Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя

  • интеллектуальное и нравственное развитие личности,
  • формирование критического и творческого мышления,
  • умения работать с информацией.

Цель Образовательной системы - формирование функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проще сказать, что функционально грамотная личность - это человек:

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя, своих близких;
  • обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • понимающий, что жизнь среди людей - это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

Компетентность обучающихся в области решения проблем

Под компетентностью в области решения проблем понимается "способность обучающегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях".

Общеучебные умения, необходимые для решения проблем

  • Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников);
  • Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
  • Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектирование - деятельность, под которой понимается "промысливание" того, что должно быть.

Учебный проект - это специально организованный педагогом и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проект от лат. "projektus" означает буквально "выброшенный вперед". Французское слово "projet" переводится как "намерение, которое будет осуществлено в будущем".

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Основной целью использования метода проектов в обучении является возможность в овладении обучающимися коммуникативной компетенцией.

Для чего нам нужен метод проектов

  • Научить обучающихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания обучающихся.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность обучающихся.
  • Формировать активную жизненную позицию обучающихся.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

И так, Проект - это шесть "П".

Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - "Портфолио".

Основные требования к учебному проекту

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
  • Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
  • Исследовательская работа обучающихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
  • Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

Требования к организации образовательных проектов

К организации образовательного проекта предъявляют следующие требования:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
  • обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
  • обучающиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • для взаимодействия обучающихся используется групповая форма работы.

Классификация проектов

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

  • поисковый проект (поисковая деятельность);
  • исследовательский проект;
  • творческий проект;
  • игровой проект (ролевая деятельность);
  • прикладной (практико-ориентированный) проект;
  • ознакомительно-ориентированный проект.

По предметно-содержательной области:

монопроекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);

межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более дисциплинам,, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);

надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания учебных дисциплин, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).

По характеру координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);
  • скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

  • внутренние (колледж);
  • региональные (город, район, регион);
  • международные

По количеству участников проекта:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный;
  • массовый

По продолжительности проекта:

  • длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  • средней продолжительный;
  • краткосрочные.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся педагог выступает в различных ролевых позициях:

  • проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности обучающихся до ее выполнения;
  • фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения обучающимися своего мнения;
  • координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).
  • мастер

Координатор проекта

Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с обучающимися в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

  • Иметь хорошие организаторские способности;
  • Быть методически грамотным;
  • Владеть навыками межкультурного общения;
  • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с обучающимися;;
  • Активно сотрудничать в проектной деятельности;
  • Уметь работать с большими объемами информации;
  • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Организация проектной деятельности очень важная часть моей работы.

Организуя с обучающимися проектную творческую или исследовательскую деятельность, я предлагаю им темы по товароведению продовольственных товаров.

В работе с обучающимися на занятиях по дисциплине: Розничная продажа продовольственными товарами" и на факультативе "Профессионал" ведущими типами проектов являются творческие и исследовательские проекты.

Темы проектов:

- Ах, картошка!

- Без соли не проживешь

- Волшебные пузырьки или горькая правда о сладком лимонаде

- Все ли йогурты полезны?

- Какие соки полезнее для организма?

- Все о меде

- Все о чае

- Декоративная косметика и ее влияние на кожу

- Анализ ассортимента и рынка чая в городе Омске.

Разработала паспорта проектных работ, один из них я продемонстрирую и расскажу каким образом я разработала.

Паспорт проектной работы

1. Название проекта - Анализ ассортимента и рыка чая в городе Омске

2. Руководитель работы - Винокурова Н.А.. преподаватель спецдисциплин

3. Консультант проекта - Винокурова Н.А.. преподаватель спецдисциплин

4. Дисциплина\МДК\Профессиональный модуль, в рамках которых проводится работа по проекту - Розничная торговля продовольственными товарами, ПМ - Продажа продовольственных товаров

5. Дисциплины (смежные), близкие к теме проекта - Организация и технология розничной торговли

6. Состав проектной группы - обучающийся 3 курса группы №319 Весна Евгений

7. Тип проекта (исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) - исследовательский

8. Цель проекта:

- расширить знания обучающихся об ассортименте и рынке чая;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность;

- развить интерес к профессии;

- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы.

9. Задачи проекта:

- расширить знания обучающихся о товароведной характеристике чая, истории возникновения чая, странах-производителях чая;

- сформировать общие компетенции у обучающихся (организация собственной деятельности, поиск необходимой информации, развитие коммуникативных способностей, работа в команде);

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- провести анкетирование покупателей.

10. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения):

- изучить ассортимент чая,

- выявить наиболее популярные марки чая,

- выявить частоту покупки и потребления чая,

- выявить места покупки чая омичами,

- выявить структуру предпочтений по фасовке чая.

11. Обеспечение проекта (техническое, программное, методическое и др.):

- техническое обеспечение проекта (ПК, принтер, сканер, проектор, Интернет, канцелярские принадлежности, СД и флеш - носители)

12. Аннотация (актуальность проекта, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание):

Чай - один из наиболее распространенных напитков у народов, населяющих нашу планету. В настоящее время вновь восстанавливается слава о чае, и учеными многих стран подтверждены противораковые свойства зеленого чая.

Высокий спрос на чай приводит к расширению географии распространения чайного растения и увеличению чаепроизводящих стран. В настоящее время производством чая занимаются более 20 стран мира.

Сегодня сложно себе представить, что чай был не всегда - популярность этого напитка остается высокой, несмотря на многие изменения, происходящие в современном динамичном обществе.

Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному, его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие - нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства. Перед нами встал вопрос, какие сорта чая предпочитают жители города Омска.

Личностная ориентация -

  • это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер.

Воспитательный аспект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

13. Предполагаемые продукты проекта (ожидаемый результат):

- реферат и презентация по исследованию рынка чая в городе Омске,

- расширение ЗУН по ассортименту чая,

- развитие исследовательских способностей,

- способы маркетинговых исследований,

- формирование общих компетенций обучающихся.

14. График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, содержание работы, выход этапа):

1 этап - Подготовительный:

- выявление проблемы, определение целей и задач проекта,

- формирование проектной группы.

- обсуждение задания,

- совместная разработка плана выполнения проекта,

- определение источников информации,

- распределение обязанностей в группе,

- разработка практического применения проекта.

2 этап - Основной:

- изучение литературы по теме,

- сбор и уточнение информации, сбор данных в магазинах города Омска,

- обработка и анализ полученных данных,

3 этап - Заключительный:

- презентация проекта,

- участие на конференции, защита работы,

- рефлексия (анализ достижения цели и задач, оценка деятельности каждого члена проектной группы, анкетирование среди обучающихся "Что вам дал наш проект?").

В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками: находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, учатся проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.

Таким образом, учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

Презентация.