Урок окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

1. Познакомить учащихся с многообразием пернатых, углубить знания о птицах, дать понятия: оседлые, перелетные птицы. Закрепить и уточнить представления детей о жизни птиц зимой. Обобщить наблюдения за птицами в зимний период.

2. Расширять кругозор и творчество учащихся, пробудить интерес к урокам окружающего мира, активизировать мыслительную деятельность учащихся деятельность учащихся.

3. Воспитание любви к природе и окружающему миру, желание заботиться о птицах и помогать им.

Задачи.

Образовательные:

закрепить знания, умения и навыки детей о признаках зимы в живой и неживой природе.

Развивающие:

развивать у учащихся логическое мышление, речь, учить сравнивать и обобщать

Воспитательные:

воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к ним.

Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации учителя: беседа, сообщение новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации птиц, выставка книг о птицах, рисунки солнышка и снежинки

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение 1 (слайд 1-2)

Наконец-то дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и кроссворды,
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаем вам удачи -
За работу, в добрый час.

II. Сообщение темы, целей и задач урока

У: Ребята, тема нашего урока спрятана в загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетят - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ... птицы.

Приложение 1 (слайд 3)

У: Конечно же, птицы.

Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Д: О птицах.

У: Да, сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, познакомимся с многообразием птиц, обобщим свои наблюдения за птицами в зимний период, а также подведем итоги участия в операции “Покормите птиц зимой”.

III. Изучение нового материала

Приложение 1 (слайд 4)

У: Птицы - это песнь и полет, музыка. Это голоса наших лесов, полей, гор, пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, их голоса слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные помощники, защитники наших полей, лесов, садов и огородов от вредных насекомых.

Птицы – наши друзья. О них сложены песни и стихи, легенды и сказки.

(Показ выставки книг о птицах)

Без птиц не обойтись. Нельзя представить нашу Землю без птиц.

И вот сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну птиц. Как и в любом путешествии у нас будут остановки на красочно оформленных станциях с необычными названиями. Итак, стартуем! В походе за новыми знаниями нам не помешает ни дождь, ни снег.

Cтанция “Лесная”

Приложение 1 (слайд 5)

Как красив наш лес. Тропинка ведет нас вглубь. Приятной прохладой веет отовсюду, приветливо шелестят ветви деревьев, и тишина...

Но вдруг, эту тишину кто-то нарушил. Послушаем…

(Слушание голосов птиц)

Приложение 1 (слайд 6-10)

У: Вам понравилось пение птиц?

А сейчас мы продолжаем свое путешествие и делаем вторую остановку на станции “Загадочная”. Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то отгадать.

Cтанция “Загадочная”

Приложение 1 (слайд 11)0

Я день деньской стучу,
Я врач лесной, я лес лечу… (Дятел)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей, я бывалый ... (Воробей)

На шесте - дворец
Во дворце - певец,
А зовут его ... (Скворец)

Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

У нее глаза большие
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

У: Молодцы, ребята! Вы отлично умеете отгадывать загадки.

Скажите, всех ли этих птиц, о которых шла речь в загадках, можно увидеть зимой?

Д: Нет.

У: А вот почему нет, мы сейчас узнаем.

С наступлением зимы происходят изменения в живой и неживой природе.

Приложение 1 (слайд 12)

Давайте по схемам, которые вы видите, составим маленькие рассказы о признаках зимы в живой и неживой природе.

1-й ученик: Зима - холодное время года. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце восходит поздно, заходит рано. Зимой солнце на небе стоит низко и слабо греет.

2-й ученик: Зимой замерзает почва и водоемы. Становится холодно. Идет уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, крыши домов, ветки деревьев.

3-й ученик: Все водоемы сковывает лед.

4-й ученик: Деревья и кустарники на зиму сбрасывают листья.

5-й ученик: Температура воздуха понижается.

6-й ученик: Насекомые прячутся на зиму.

7-й ученик: Птицы улетают в теплые края, так как им трудно добывать корм.

У: Но все ли птицы улетают?

Д: Нет. Многих птиц мы можем ежедневно зимой видеть на улицах, в парках, скверах.

У: Каких птиц вы видите зимой?

Д: Воробьев, ворон, голубей, дятлов.

У: Давайте вместе сделаем вывод.

Вывод: Птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, называются оседлыми или зимующими.

Приложение 1 (слайд 13-а)

У: А почему же они не улетают в теплые страны?

Д: Потому что они едят и насекомых, и ягоды, и различные семена.

У: Верно. И их называют всеядными. Зимой нет насекомых, значит, они питаются семенами шишек, клена.

А вот другие птицы, с наступлением холодов улетают.

- Скажите, каких птиц мы не можем увидеть зимой?

Д: Скворцов, ласточек, стрижей, уток, журавлей, лебедей.

У: А почему?

Д: Трудно добывать корм, остаются без пищи.

У: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые страны?

Д: Перелетными.

Приложение 1 (слайд 13-б)

У: Давайте вместе сделаем вывод.

Вывод: Птицы, которые улетают из наших мест в теплые страны и прилетают к нам обратно весной, называют перелетными.

У: Назовите этих птиц.

Д: Скворцы, ласточки, стрижи, утки, журавли, лебеди.

У: А почему они улетают?

Д: Потому что такие птицы питаются только насекомыми, гусеницами, а их зимой нет, то есть, для них нет зимой пищи. Этим птицам зимой страшен не холод, а голод.

У: Ребята, на уроках окружающего мира мы знакомились с темой “Наши северные гости”.

Вспомните, кого так называют?

Д: Так называют птиц, которые прилетают к нам из далекого севера.

У: Назовите этих птиц.

Д: Снегирь, свиристель.

У: Верно. И мы знаем, что таких птиц называют кочующими.

Приложение 1 (слайд 13-в)

У: Давайте вместе сделаем вывод.

Вывод: Птицы, которые живут на севере, а к нам прилетают только на зиму называют кочующими

У: Итак, на какие же три группы можно разделить птиц?

Д: Оседлые, перелетные, кочующие.

У: Славно поработали. Не пора ли нам отдохнуть? Как и все путешественники, давайте сделаем привал.

IV. Физкультминутка

Зарядкой ласточке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над гнездом.
Вправо, влево целый день
Летать ласточке не лень.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар, кар-кар-кар.
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.

У: Наше путешествие продолжается.

Поехали к следующей станции. Остановка четвертая. Станция “Птичья столовая”.

Станция “Птичья столовая”

Приложение 1 (слайд 14)

Нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно, когда наметают большие сугробы. Трудно им добывать корм и мы с вами в это время оказываем птицам помощь.

У: Как мы с вами помогали птицам зимой ?

Д: Вывешивали кормушки, подкармливали птиц.

У: У кого дома есть кормушки? Из чего их можно сделать?

У: Да, оказывается, их можно сделать из пластиковой бутылки, пустой коробки из- под сока, молока, из дощечек.

- В этом году мы с вами участвовали в экологической операции “Покормите птиц зимой”.

- Что мы с вами делали?

Д: Подкармливали птиц.

У: А как надо кормить птиц?

Приложение 1 (слайд 15)

1. Кормушки должны быть удобными.

2. Кормить птиц регулярно.

3. Корма в кормушках должно быть много.

У: А чем вы угощали своих пернатых друзей?

Д: Крошки белого хлеба, несоленое сало, сырые семечки.

У: Каждая птица, дети, питается своим кормом.

Многие птицы питаются насекомыми - это ласточки, скворцы, грачи, кукушки.

Водоплавающие птицы - утки, гуси, лебеди питаются водорослями, насекомыми в воде, рыбой.

А вот синички и дятлы очень любят несоленое сало и жир. Дятлы еще питаются семенами шишек ели.

Снегири питаются морожеными ягодами рябины, которые остались на деревьях, семенами клена, липы.

А вот воробей не станет клевать рябину. Ему крошек белого хлеба подавай, просо.

Приложение 1 (слайд 16)

Давайте, сейчас выполним задание на смекалку “Выбери корм для птиц”.

1. Семена подсолнечника, лопуха, проса, дыни, тыквы, арбуза.

2. Соленое сало, несоленое сало, куски колбасы.

3. Макароны, хлебные крошки.

У: Что лишнее?

Д: Арбуз, соленое сало, макароны.

У: Почему?

У: Верно, в кормушку не надо класть макароны, крупные куски хлеба, колбасы, крошки черного хлеба. Можно положить семена подсолнечника, лопуха, проса, дыни, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена, соленое сало. Соль вредна птицам.

Ребята, всегда надо помнить о том, что зимой птицам страшен не холод, а голод. Мы с вами не должны забывать об этом. Весной птицы нас обязательно отблагодарят, окажут помощь человеку в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых вредителей.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
- Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

- Ребята, вы отлично работаете на каждой станции. Однако, на следующей станции под названием “Угадай-ка” вам придется хорошенько подумать и вспомнить все, что вы узнали сегодня на уроке.

V. Закрепление изученного материала

Приложение 1 (слайд 17)

Станция “Угадай-ка”

У: На этой станции мы поиграем в игры.

Первая игра называется “Наоборот”

Вы знаете, что птицы все разные. Я буду говорить вам фразу, а вы должны будете ее продолжить, только наоборот.

1. У синицы клюв тонкий, а у дятла ... (Толстый)

2. Ворона большая, а воробей ... (Маленький)

3. Вот снегирь малоподвижный, а синица ... (Шустрая)

4. Клест нарядный, а воробей ... (Невзрачный)

У: Следующая игра называется “Кто обедал в птичьей столовой?”

- Дети, по описанию вы должны определить птицу.

1. Положила я в кормушку ветку сушеной рябины.

Прилетели маленькие, серенькие птички (их много около жилья человека). Хлеб склевали, а рябину не трогают.

Д: Воробьи.

2. Затем прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягоды рябины.

Д: Снегири.

3. На следующий день прилетели птички с желтыми грудками. Очень-очень любят лакомиться салом. Какую птицу я назвала?

Д: Синички.

У: Молодцы. Справились со всеми заданиями.

- А сейчас мы выполним такое задание. Работать будем в парах. Я вам раздам иллюстрации птиц. Вам необходимо будет узнать, что это за птица, вспомнить, какое у нее оперение по цвету, раскрасить птицу и подготовить сведения об этой птице.

На доске вы видите солнышко и снежинку.

Солнышко – это значит тепло. Снежинка – это значит холод, зима.

Птиц, которые улетают в теплые страны, вы будете крепить к солнышку.

Птиц, которые остаются зимовать в наших краях, вы будете крепить к снежинке.

(Детям раздаются иллюстрации птиц)

У: Итак, приступаем к выполнению задания. Кто справится с заданием, тот поднимает руку.

(Дети раскрашивают птиц)

- Итак, все готовы.

(Дети поочередно показывают раскрашенных птиц, рассказывают о них и крепят на доске к солнышку или снежинке)

Солнышко Снежинка
ласточка дятел
скворец воробей
грач сорока

VI. Итог урока

У: Итак, ребята, вы узнали и рассказали много интересного о птицах.

И наше путешествие подходит к концу.

- Скажите, как называют птиц, которые круглый год живут в одной местности?

Д: Оседлые или зимующие.

У: Назовите их.

Д: Дятел, воробей, сорока, сова, голубь.

У: Почему они все время живут на одном месте?

Д: Потому что они всеядные.

У: А как называют птиц, которые улетают в теплые края?

Д: Перелетные.

У: Назовите их.

Д: Ласточка, скворец, грач, журавли.

У: А почему они улетают?

Д: Потому что они питаются насекомыми, а зимой нет насекомых.

У: Назовите наших северных гостей.

Д: Снегирь, свиристель.

У: Почему их так называют?

Д: Потому что они прилетают к нам с севера.

У: А когда птицы особенно нуждаются в нашей помощи?

Д: Зимой.

У: Почему?

Д: Трудно добывать корм.

У: Как помочь птицам перенести трудное время зимой?

Д: Делать кормушки и подкармливать птиц.

У: Какой корм вы даете птицам?

Д: Крошки хлеба, зернышки.

У: А какое значение имеют птицы?

Д: Наши помощники, так как уничтожают вредных насекомых, птицы радуют своей красотой.

У: Как нужно относиться к птицам?

Д: Подкармливать, не разорят их гнезда.

У: Можно ли птиц назвать нашими друзьями? Почему?

Д: Приносят пользу, уничтожают вредных насекомых.

У: Молодцы, ребята!

Сегодня на уроке вы узнали много интересного и полезного о птицах. Мы с вами должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу и внимание.

Красивые и невзрачные, маленькие и большие птицы приносят пользу человеку и радость. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц. Берегите птиц! Они наши друзья!

На этом урок окончен.

Спасибо.

Приложение 1 (слайд 18)